Стихии Анны Голубкиной
Музей Модерна и филиал Третьяковской галереи в Самаре
представляют
С 25 сентября филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре представляет на площадке Музея Модерна выставку Анны Голубкиной, одного из крупнейших мастеров русской скульптуры первой четверти XX века.

Ученица великого Огюста Родена, ценившего её талант, первая женщина-скульптор в России, получившая европейское образование, а затем и признание, Анна Голубкина принадлежала к плеяде русских мастеров эпохи Серебряного века, которые изменили художественный язык скульптуры.
В экспозиции будут представлены произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея. «Стихии Анны Голубкиной» — большое событие: первой выставкой самарского филиала Государственной Третьяковской галереи станет выставка первой русской женщины-скульптора. Выставка демонстрирует все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всём их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции.

Сегодня Музей А.С. Голубкиной в Москве входит в состав Государственной Третьяковской галереи и является наиболее полным собранием её произведений. Многие работы Голубкиной покидают Москву впервые за 70 лет. Последний раз их вывозили из Третьяковки во время эвакуации в годы войны. Кроме того, в послевоенные годы многие гипсовые отливы работ Голубкиной были переданы в региональные музейные собрания, благодаря чему на выставке можно увидеть редкие экспонаты из коллекции Самарского областного художественного музея.

Всего в залах Музея Модерна разместится почти сто экспонатов. Помимо отливов в материале, на выставке экспонируются уникальные произведения из мрамора, позволяющие увидеть Голубкину и как мастера по обработке камня, а также камеи из слоновой кости и морской раковины. Акварельный гербарий растений средней полосы России представляет «другую» Голубкину — художника-графика, знатока цветочной ботаники.

Пластический облик самарского особняка подчеркивает органичную причастность творчества русского скульптора-новатора к господствовавшему в культуре Европы и

России рубежа XIX–ХХ веков стилевому течению. Для выставки создан специальный дизайн-проект экспозиционного пространства.

Выставка тематически разделена на пять частей: «Рождение стиля», «Портреты», «Мастер и материал», «Зарайский сад» и «Зарайские сфинксы». В первом представлены знаковые работы скульптора, показывающие формирование уникального стиля и движение от традиции к модерну. Во втором зале размещены скульптурные портреты Голубкиной как непревзойденного мастера психологического портрета.

В зале «Мастер и материал» посетители смогут заглянуть в мастерскую гения, увидеть, как работала художница, как новаторское отношение к материалу сформировало новую пластику в её произведениях. «Зарайский сад» — посвящение малой родине скульптора, Зарайску, небольшому городку, оказавшему огромное влияние на личность и творчество Анны Голубкиной. Зал «Зарайские сфинксы» посвящён одному из главных шедевров Голубкиной — скульптуре «Старая», в которой воплотилось увлечение скульптора культурой древнего Египта.

Выставка будет сопровождаться большой образовательной и просветительской программой. В день открытия состоится лекция Татьяны Галиной, научного сотрудника музея Голубкиной в составе ГТГ. В образовательном центре Третьяковки в Самаре пройдут ридинг-группы и мастер-классы.

«Стихии Анны Голубкиной» проводится совместно Государственной Третьяковской галерей, Самарским областных художественным музеем, Музеем Модерна (в составе Музея имени Алабина) и галерей «Виктория». Проект реализован при поддержке Леонида Михельсона.
Какая она – скульптура эпохи модерна?

Модерн воспринимается как «прорыв» к культуре новейшего времени, как первый и последний после эпохи барокко единый и целостный стиль, а с другой – представляется порой как «орнаментальная преисподня», как китч и художественое ремесло. Эстетика стиля модерн своего рода эстетика противоречия.

Эдгар Дега – один из выдающихся представителей импрессионизма. За всю жизнь он выставил только одну скульптуру – «Юная четырнадцатилетняя танцовщица». Неожиданная поза и острота движения сохраняла при этом пластику и конструктивность фигуры. Работа Дега повлияла на большое количество художников уже эпохи модерна в поисках той необыкновенной пластики.

В дальнейшем, восхищаясь работами мастеров модерна Георга Минне, Шарль ван дер Стаппена, Вилле Валльгрена, Аристид Майоля и даже установленной на радиаторе автомобиля фигурки Рембрандта Бугатти, мы достоверно можем сказать, что скульптуры эпохи модерна созданы, чтобы пробудить чувства, а не только доставлять эстетическое удовольствие.

Отход от академизма дал скульптуре эпохи модерн ту гибкую грацию, текучесть и округлость форм, а стремление к гармоничности привело художников к сочетанию архитектуры, скульптурного декора и мебели в интерьере домов.
Искусство глиптики (резьбы на цветных и драгоценных камнях с выпуклым рельефом) известно с IV века до нашей эры. Второй расцвет глиптики приходится на эпоху Возрождения, когда камеи начинают коллекционировать. Вплоть до середины XIX века камеи пользовались интересом и были предметом собирательства. В начале ХХ столетия внимание к ним было поддержано обострённым интересом общества к истории Древнего Мира — время великих открытий памятников Египта и Междуречья стало и периодом новых открытий миниатюрной резьбы. Живя в Москве, скульптор посещала в Музее изящных искусств имени Императора Александра III публичные лекции одного из основоположников египтологии Б.А. Тураева, а возможно, была знакома и с изданными в 1909 году «Очерками по истории миниатюры в России» барона Н.Н. Врангеля, единственного исследователя данной темы в дореволюционной России.

Свои первые камеи Анна Голубкина делала на слоновой кости, порой используя биллиардные шары. После революции стала резать камеи и по морской раковине. Преподавая во ВХУТЕМАСе, она брала уроки у педагога С.Ф. Бобровой по созданию художественных камей. Друзья достали ей бормашину, а ученики «рыскали по рынкам, по антикварным магазинам, по знакомым, отыскивая всюду и биллиардные шары, и раковины», вспоминал её друг В. Трофимов. Техника резьбы по твёрдым материалам практически не изменилась со времен Античности, и Голубкина активно занялась малыми формами.

Сегодня известно около пятидесяти камей, выполненных Анной Голубкиной. Они отражают прекрасное знание скульптором истории глиптики. Среди её камей есть произведения, восходящие к камеям Античности и Средневековья. Тематика камей разнообразна — портреты, пейзажи, анималистические композиции, сказочные и бытовые сюжеты, а также мотивы, восходящие к евангельской иконографии. Созданные на протяжении двух десятилетий произведения показывают меняющийся стиль резьбы: от энергичных резок и высокого рельефа ранних изделий Голубкина переходит к мягкой, почти сплавленной манере изображения в поздних работах с низким рельефом на кости и морских раковинах. Используя тёмный фон раковины как основу для вырезанного из светлых слоев изображения, снимая их очень тонко, художница заставляет форму почти таять.

Художница с одинаковым вниманием относилась к станковым произведениям и небольшим камеям, с равным усердием трудясь над их созданием. Она служила лишь Красоте, не разделяя произведения на «ведущие» и «второстепенные» — камеи были важной частью труда скульптора, делом её внутренней жизни.