Выставка «Реклама Модерна»

Вход: 100/80
Запись на экскурсию по телефону: +7 (846) 333-24-98
Выставка «Реклама модерна» – исследование повседневной жизни человека конца XIX – начала XX века. Что интересовало людей и было частью их современности? Какие новшества появлялись в товарах? Насколько стиль модерн визуально повлиял на шрифт и оформление газетных объявлений?
С появлением культуры массовой тиражируемости в конце XIX века реклама становится заметной частью городской среды и даже новым литературным жанром. К этому времени рекламное дело расцветало и в Самаре, постепенно обретая свою вездесущность.

Книжная графика, афиши, рекламный плакат, бытовые предметы – модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного обыденную жизнь человека. За счёт синтеза искусств, новых приемов и форм, использования современных технических новшеств он должен был поместить человека в «цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду».

Рекламное объявление, плакат, газета – исторический вид искусства. Их отголоски позволяют осмыслить настроения и дух исчезающей эпохи.
Карта выставки:





Технология производства

На рубеже XIX – XX веков в следствие технического прогресса, массовой тиражируемости зародилась новая информационная культура – медиакультура. Эпоха технической революции дала толчок развитию рыночных отношений и средствам массовой коммуникации. В это время на первый план в Европе и в России выходит газета. С 1890-х годов массовая пресса достигла тиража в более миллиона экземпляров. Вместе с крупными общеполитическими газетами возникала и «малая» бульварная пресса. Появился новый тип читающей публики. Оформленные страницы, крупные заголовки, соединение текста с иллюстрациями – все это явилось новшеством, характерным для эпохи модерна.

Идея модерна

Эстетическим кодексом модерна называют идею «синтетического искусства». Ему свойственен определенный пластический язык, отказ от прямых углов, использование в качестве выразительных средств формы органической природы. Стиль модерн – искусственно созданный стиль, родившейся внутри всемирных выставок. Идея модерна выражалась в панэстетизме, красота должна была изменить мир. Михаил Врубель определял красоту как религию для художников. Книжная графика, афиши, рекламный плакат, бытовые предметы – модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного повседневную жизнь человека. За счёт синтеза искусств, новых приемов и форм, использования современных технических новшеств он должен был поместить человека в «цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду» и соответствовать духовному содержанию эпохи.

Искусство рекламного плаката

Считается, что подобие первого рекламного плаката возникло еще в XV веке. Его автором был книготорговец Батдольд, рекламирующий новое издание «Геометрия» Эвклида. Затем изобретение литографии, а позднее – хромолитографии, фотолитографии позволило в короткие сроки добиться большого тиража.

В конце XIX в. рекламный плакат обретает новую жизнь и вторгается в пространство города. Новые имена – А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Великобритания); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишер (Германия). Художники, работая в «новом стиле», превращают рекламные плакаты в искусство с утонченными женскими образами, растительным орнаментом, плавными изгибами.

Основные принципы построения рекламного плаката определил Жюль Шере (1838-1932), он же первым стал подписывать свои работы. До второй половины XIX века афиши и плакаты представляли собой лишь текст, который только иногда сопровождался изображениями. Художник предложил взамен тексту яркие рисунки с контурными линиями, центральной фигурой, декоративным исполнением.
Информационный фон

Расцвет торговли и, как следствие, массового производства сформировали рекламу как социальный институт. На полках магазинов появляется множество товаров, городские улочки пестрили яркими вывесками, товары доставляли прямо на дом. С эпохой модерна рождается новый тип человека-потребителя. Реклама становится посредником между производителем и покупателем, она должна побуждать к покупке.

Систематизировал торговлю в Самаре бакалейщик И.Л. Санин. Ему удалось ввести в практику торговли – замену некачественных товаров, дегустацию продукции и даже систему скидок. При покупке чая бесплатно выдавался сахар и наоборот.

В газетах использовался специальный слог, состоящий из броских фраз, образов и рифм. В начале XX века реклама гласила: «Блинозол спасет от всех зол», «Какао Ван-Гуттен пьют днем и утром», «Наше вино - лучший друг желудка». Предприниматели использовали и пыл самарских горчишников, хулиганов, которые бегали по огороду оставляли следы от сапог с эмблемой фирмы, выкрикивали рекламные стишки и тут же продавали товар.