Нейромодерн
Природа – есть интеллект
Общую идею этого явления можно описать примерно так. В начале ХХ века художники, вдохновляясь научными открытиями, использовали природные элементы, которые были для них примером красоты и вечности. Именно это стали называть модерном. В ХХI веке нейробиология позволила нам заглянуть внутрь мозга и увидеть главную клетку, отвечающую за принятие решения – нейрон. Мы представили, как художники используют в качестве природных элементов не только растения, цветы, а увиденные в микроскоп нейроны, аксоны, дендриты и синапсы – место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Визуальное осмысление нейронных связей, которые и порождают наши мысли и чувства, мы и назвали «Нейромодерном»
Манифест Нейромодерна
В начале ХХ века художники использовали природные элементы, которые были для них примером красоты и вечности. Стиль, созданный на основе этого заимствования, стали называть модерном. Модерн — это природная красота, чувственность, цветы, стебли, волны, извивающиеся линии. «У людей модерна даже извилины образуют орнамент» — писал австрийский сатирик Карл Краус в 1903 году. В то время природа («темный лес символов») была противопоставлена технике и цивилизации. К началу Первой Мировой войны стиль модерн исчерпал силу своего воздействия и вышел из моды. Можно ли в начале ХХI века продолжить методы модерна так, чтобы это было ново? Научные открытия в области нейробиологии углубили наши знания о природе и порождении живого. Наше сознание и наши чувства — это следствие взаимодействий миллиардов мельчайших и невидимых невооруженному глазу клеток и их соединений — нейронов, аксонов, дендритов и синапсов. Нейромодерном мы называем новый стиль, который совмещает в себе знание об устройстве мозга и память о стиле модерн.

Эта идея появилась в 2019 году в результате общения художника Евгения Греки, куратора Ильи Саморукова и группы НУМЫЖЫ. Термин «нейрон» (neuron) для обозначения нервных клеток был введен в 1891 году немецким ученым Генрихом Вальдейром. В этом же году австрийский литератор и идеолог нового искусства Герман Бар в статье «Преодоление натурализма» писал:«Натурализм будет побежден с помощью романтизма нервов» и «новый идеализм выражает новых людей. Они состоят из нервов; остальное - мертво, блекло и сухо. Они все воспринимают теперь только нервами, реагируют только нервами». Спустя 128 лет в Музее Модерна мы говорим о «романтизме нейронов». Благодаря данным современной биологии нейромодерн делает предметом художественного осмысления и визуального исследования необъятный мир нейронных сетей, которым обладает каждый из нас. Из природы мы заглядываем в мозг. Природа — это интеллект. Модерн продолжается в нейромодерне
Константин Бальмонт
Сказать мгновенью: стой!

Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов?
Быть может, вся Природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа – желанье красоты?

У мысли нет орудья измерить глубину.
Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
Лишь есть одна возможность сказать мгновенью «Стой».
Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой.

Тогда нам вдруг понятна стозвучность голосов,
Мы видим все богатство и музыку цветов,
А если и мечтою не смерить глубину, –
Мечтою в самых безднах мы создаем весну.
Модерн и Нейромодерн

Стиль модерн, несмотря на его разнообразие, мы прежде всего распознаем по природным линиям и растительному орнаменту. В конце ХIХ-го века европейские философы, художники, ремесленники и поэты очаровывались новой версией природного мира, которую им подарили ученые. Природа была покорена цивилизацией и превратилась не только в предмет исследования, но и в сферу любования. Благодаря науке и теории эволюции природа хотя бы в оптическом смысле стала нам ближе. Знаменитая книга немецкого биолога Эрнста Геккеля «Красота форм в природе» (Kunstformen der Natur) (1899-1904) представляет собой альбом гравюр с изображениями актиний, веслоногих разнообразных, радиолярий, мхов и прочих природных форм. Красота природы вдохновляла мастера изготовителя ваз Эмиля Галле, фотографа Карла Блосфельдта и архитектора Антонио Гауди.

Очарование красотой природы постепенно превратилось в коммерчески успешный стиль оформления жилого пространства. Любой стиль устаревает. Неудержимость кривых линий и невероятная изобретательность сменилась конструктивисткой строгостью и функциональностью. Архитектор Адольф Лоос в 1904 году назвал орнамент «преступлением». Тем не менее, само название этого стиля «Модерн», «Ар Нуво», «Югендштиль» хранит ощущение новизны, витальности и силы воздействия даже век спустя после своего исчезновения. В первом зале представлены вещи начала ХХ века в стиле модерн. За зеленой стеной во втором зале — коллективная инсталляция группы арт-группы НУМЫЖЫ, искусство 2019 года, где современные художники вдохновлялись открытиями нейробиологии и попробовали переосмыслить модерн на нейроуровне.
«Они поняли, что место искусству не только на полотне или в мраморе (придешь, полюбуешься -и домой вернешься), но место ему и в жизни. Надо, чтобы красота сопровождала вас повсюду, чтобы она обнимала вас, когда вы встаете, ложитесь, работаете, одеваетесь, любите, мечтаете или обедаете. Надо сделать жизнь, которая прежде всего уродлива, - прежде всего прекрасной....Каждая комната мне казалась цветком»
Зинаида Гиппиус
1903