Символы Модерна
Экспонирующаяся в Музее Модерна выставка «Символы модерна» представляет произведения русской уникальной графики конца XIX – первой четверти XX веков из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Организованный по инициативе и на основе дара выдающегося художника, академика живописи, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), Башкирский художественный музей — один из старейших музеев России: в 2020 году он отметит своё 100-летие. Формирование основных коллекций музея, в том числе и коллекции русской графики, связано с первыми годами его деятельности, некоторые экспонаты коллекции поступили в музей в составе дара М.В. Нестерова.

На выставке «Символы модерна» в силу её тематической направленности представлена только небольшая часть коллекции графики, но эта часть — её подлинная жемчужина. Каждое имя — золотая страница русского изобразительного искусства, каждое произведение — выдающийся вклад в отечественную графику, отражение специфических особенностей как конкретного времени и стиля, так и творчества художников. В экспозиции — 49 произведений, выполненных в акварели, гуаши, пастели, сангине, угле, карандаше, туши и смешанной технике. Стилистически все они имеют самое прямое отношение к модерну и символизму, и, соответственно, к эстетической программе и деятельности одного из крупнейших объединений конца ХIХ – первой четверти ХХ веков — «Мир искусства». Провозгласившие в качества мерила подлинной красоты саму красоту, причём, прошлых эпох, «мирискусники» придавали первостепенное значение развитию графики, книжной иллюстрации и сценографии. Членами «Мира искусства» были выдающиеся мастера, обладавшие универсальным талантом и работавшие в различных видах искусства.

Центральное место в экспозиции занимают всемирно известный «Портрет балерины Е.С. Карзинкиной», выполненный в технике угля на холсте В.А. Серовым, и пастель «Колеус» И.И. Левитана.

В разделе станковых произведений наибольший интерес представляют акварели А.Н. Бенуа, А.В. Шевченко и П.Г. Щербова, гуаши Л.О. Пастернака и М.П. Бобышова, сангина В.И. Шухаева, пастели С.В. Малютина и Б.М. Кустодиева, карандашные рисунки Ф.А. Малявина, Б.Д. Григорьева, М.В. Добужинского.

Русское театрально-декорационное искусство представлено эскизами декораций и костюмов А.Я. Головина, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, В.А. Серова, Б.И. Анисфельда, С.Ю. Судейкина, Б.М. Кустодиева. Книжная графика с созданным «мирискусниками» новым «образом» книги — рисунками, обложками и виньетками М.В. Добужинского, А.М. Арнштама, И.Е. Бондаренко, С.В. Чехонина.

Специальный раздел составляют произведения М.В. Нестерова — карандашные портреты и эскизы храмовых росписей, работе над которыми художник посвятил более 20 лет жизни.

Выставка «Символы модерна» представляет уникальный графический материал, хранящийся в собрании старейшего музея России. В каждом из представленных произведений раскрываются характерные особенности стиля модерн, консолидировавшего и «примирявшего» все сложности и противоречия русского искусства рубежа веков.

русский художник, мастер «пейзажа настроения»
российский и американский художник, сценограф
русский живописец, театральный художник, педагог и писатель
Исаак Левитан
Борис Анисфельд
Константин Коровин
Художники
нажмите на художника, чтобы почитать
про его работу на нашей выставке
Cергей Судейкин
русский театральный художник, сценограф, живописец и график, авангардист.
На афишу выставки попала работа мирискусника Бориса Анисфельда (1879-1973) "Эскиз костюма к одноактному балету на музыку Милия Балакирева «Исламей (Восточная фантазия)». С нее и начнем наш рассказ.

Созданные в 1912 г. Анисфельдом эскизы декораций и костюмов - шаха, шахини, зеленой и желтой танцовщиц, негра, одалисок, евнуха - хранятся в различных коллекциях по всему миру. К нам приедет "Шах" из Башкирского художественного музея им. Нестерова.
Александр Бенуа вспоминал, что и музыка, и танцы, и сама Тамара Карсавина, и хореограф Фокин «потонули в анисфельдовском море красок». 7-минутный балет на основе сказок "Тысячи и одной ночи" покорял «пряной смесью восточной жестокости и эротики», повторявшейся в музыкально-пластическом рисунке балета.

Борис Анисфельд известен как успешный живописец, график, скульптор. Но, в первую очередь, как художник театра. Он начинал с "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Большую часть жизни прожил в США, где преподавал и сотрудничал с Метрополитен-опера и Чикагской оперой. В России работы Анисфельда хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ им. Бахрушина, в музеях Перми, Петербурга, Астрахани, Уфы.
Одуванчики, сирень, незабудки, астры, васильки – почти весь перечень цветов, удостоенных внимания великого Левитана (1861 — 1900). Натюрморты «певца русской природы» незатейливы: это букеты в глиняных кувшинах. Пожалуй, только срезанная ветка домашнего растения колеус и россыпь бессмертника отличаются композиционно.
Член художественного объединения "Мюнхенский Сецессион" Исаак Левитан известен своими пейзажами. Немногочисленные натюрморты созданы в одно время – в середине 1890-х, когда художник проводил лето в усадьбе Ушаковых под Тверью. Переживая любовную драму, он рисовал цветы и раздаривал рисунки друзьям и соседям по имению. Тогда же появился «Колеус» (1894, илл. 1), представленный на выставке. Почти все натюрморты Левитана – это нежные пастели на картоне (что уберегло их). Множество холстов, хранящихся в доме владельца усадьбы Ушакова, в голодные 1920-е были отстираны от краски и розданы на портянки.
Пастель Левитана
«Колеус»
Константина Алексеевича Коровина (1861, Москва — 1939, Париж) называют реформатором театральной живописи. Он привнес новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля.

В 1904 году, к 100-летнему юбилею композитора М.И. Глинки, Мариинский театр осуществил постановку оперы «Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина. Художественное оформление оперы принесло Коровину успех. Примечательно представленное декоративное решение встречи Руслана с Головою (первая илл., 1902). Ранее в этой сцене применялись бутафорские приемы: голова открывала глаза, надувала щеки... Коровин же написал Голову на заднике. «Постепенно она высвечивалась из окружающей ее уходящей ночи, и зритель видел, как из-под пробегающих клочьев тумана вырисовывалось исполненное подлинного трагизма лицо погубленного коварством великана».

«Художник постановки Судейкин проявил все богатство своей фантазии, всю остроту своего пряного вкуса в декорациях, в панно и, в особенности, в костюмах, которые были решительно превосходны – все это составляло ту атмосферу изысканной пышности, ночного празднества, с которой неразлучно представление о Венеции XVIII века», - писали о постановке в домашнем театре Носовых.

Трудно поверить, но это «исключительное по роскоши» представление, прозванное «Million s'amuse» (Миллион развлекается), было сыграно лишь один раз! С десяток костюмов Шута, Арлекина, Коломбины и других персонажей было создано Сергеем Юрьевичем Судейкиным (1882—1946) для актеров-любителей – московских богачей Носовых, Рябушинских, Высоцких, Гиршманов, Манташевых. Хорошо еще, что в том же 1915 году эскизы были опубликованы в роскошном коллекционном издании комедии М. Кузмина.

Судейкин эмигрировал, оригиналы разошлись по музеям мира, «Пьеро» попал в Уфу (первая илл.). Удивительно, но на открывшей наш музей 7 лет назад выставке «Художники «Мира искусства» были представлены две акварели Судейкина из Петербурга – и это были эскизы костюмов к «Венецианским безумцам»!

«...Бородатый чудак, смесь художника, дикаря и ребенка», – так Корней Чуковский охарактеризовал карикатуриста Павла Егоровича Щербова (1866—1938). Резко шаржированные, но предельно меткие акварели Щербова передают борьбу художественных направлений и группировок в русском искусстве.

Old Judge (старый судья) – такой псевдоним выбрал себе живописец не только по названию любимого табака, но и потому, что решился на роль художественного судьи. Представленный шарж опубликован в журнале «Шут» (1898). Изображены художники: в левом верхнем углу справа налево М. Боткин, И. Репин, П. Брюллов, А. Куинджи, М. Нестеров. В лапте плывёт Иван Шишкин. В центре с тромбоном - критик В. Стасов, художники М. Клодт (в центре), В. Максимов (слева) и Е. Волков (справа). С коробом - С. Дягилев. Художники Г. Мясоедов (под грибами) и Н. Касаткин (с сапогом).

Работа поступила в музей в 1919 г. в составе дара М.В. Нестерова. Возможно, подарена ему самим Щербовым, обычно рисовавшим несколько экземпляров (один хранится в Русском музее).

В Гатчине сохранился дом художника. Сегодня в удивительном, выполненном в романтических традициях северного модерна памятнике архитектуре - Музей-усадьба П.Е. Щербова (арх. С. Кричинский, 1911)

Карьера художника-постановщика Михаил Павлович Бобышов начал в театре миниатюр «Ночная бабочка». Еще в годы пенсионерства в Париже самое сильное впечатление, определившее весь дальнейший путь художника, было получено от «Русских сезонов» Дягилева. Ранние работы Бобышова декоративны, поражают глубоко продуманной композицией. Такова и представленная на выставке гуашь 1916-го года — панно «Муза» на сказочно-мифологический сюжет (первая иллюстрация). «Волшебной поэзии преисполнен зачарованный сад». В этой же стилистике он оформляет балет «Эрос», спектакль «Паж, или 15 лет», оперу «Иоланта» (илл.).

Бобышов был ведущим оформителем и декоратором ленинградских театров, много занимался книжной и журнальной графикой, рисовал портреты своих друзей из мира театра, например, знаменитых танцовщиков Фокиных. И сам становился героем дружеских шаржей (В.Н. Дени, 1914).

Удивительно, но автор нашумевшего, полного символов и аллюзий портрета режиссера Николая Евреинова (илл.) — «жеманного андрогина» — в советское время был избран в первый состав Правления Союза художников СССР.
Излюбленной техникой художника Василия Ивановича Шухаева (1887 - 1973) была сангина (красный мел), позволявшая делать оригинальные портреты в коричнево-красных тонах. Сангиной нарисован представленный на выставке портрет офицера. В 1916 г. живописец в качестве вольноопределяющегося отправился на Рижский фронт, где создал цикл из 54 портретов офицеров 4-го гусарского лейб-гвардии Мариупольского полка, ставших подготовительными рисунками к огромному полотну «Полк на позициях» (не завершено, ГРМ).

Судьбу прапорщика Припара проследить не удалось, хотя известно, что прославленный полк, в котором начинал свою службу сам Кутузов, после революции ушел на юг, оказался в Турции, затем в Югославии.

Судьба художника не менее драматична. Вернувшись из эмиграции в 1935 г., был обласкан новой властью. Но арест в 1937 г., лесоповал, Магадан, и, наконец, лагерная самодеятельность. После второго ареста в 1948 г. написал несколько портретов Сталина (а когда-то ему позировала Анна Павлова). Последние годы после освобождения служил оформителем в театрах Тбилиси.

Символично, что известнейшее полотно забытого театрального художника «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», выполненное в 1914 году, попало в проект «Шедевры русской живописи на улицах города» (Москва) для размещения в "театральном сердце столицы" - в Камергерском переулке, у МХАТа.
Художник Александр Яковлевич Головин (1863 - 1930) в 1908 г. взялся за оформление оперы «Кармен» в Мариинском театре. Так появилась серия работ "Испанки" - испанка с папиросой, испанка на балконе, в белом, в зеленом, с черной шалью, с букетом желтых цветов… На нашей выставке - в ярко-красной шали (первая иллюстрация).

Хотя живописец неоднократно бывал в Испании и слыл большим ее поклонником, но в "Испанках" он рисовал безымянных работниц театральных мастерских Мариинки! Это не портреты в привычном смысле, это фантазии - живописное видение страны. Главное цветовое пятно – это костюм, платье, выполненное для спектакля. Головин писал свои модели теми же красками, которыми выполнял декорации, – в смешанной технике темперы, гуаши, пастели, для подготовительного рисунка используя кусок декорационного угля.
Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878, Астрахань — 1927, Ленинград) много рисовал членов своей семьи, в том числе брата Михаила, жившего в семье старшего брата.

« … На рисунке был изображен вполоборота Михаил. Резкой линией очерчены голова и плечи, мягкая растушевка передавала вельветовую ткань на пиджаке, хорошо подстриженные волосы. Энергичная изящная линия и нежный полутон становились характерными чертами рисунка Кустодиева…»

На нашей выставке представлен другой портрет, сделанный в военном ноябре 1917 г., когда Михаил служил в авиационном корпусе. Незадолго до этого, летом 1917 г., Михаил прошел обучение в авиационной школе под Лондоном, где было сделано представленное здесь фото.

Судьба Михаила Кустодиева трагична. В 1942 г. его расстреляли в нашем городе, в Куйбышеве. В блокадном Ленинграде осталась вдова художника Юлия Кустодиева. Дочь художника Ирина, актриса, эвакуирована в Куйбышев. Здесь она продает отцовский шедевр «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907), который ныне является украшением коллекции Самарского художественного музея.
Художник М.В. Нестеров (1862 - 1942) создал несколько портретов своих дочерей: и совсем юных, и в расцвете лет, и изможденной казахстанской ссылкой Ольги.
Представленный на выставке рисунок дочери Веры был сделан летом 1924 г. в московской усадьбе живописца В.Бакшеева «Дубки» (на фото). Он считается подготовкой к известному портрету В.М. Титовой в белом платье 1928 г. Сам художник жаловался дочери, что ему «не даются» ее черты, он был не вполне доволен ее портретами, и только о графическом изображении Веры говорил: «...не хуже, чем писал Валентин Серов».

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова - обладатель крупнейшей в России коллекции произведений своего основателя: 108 экспонатов, 20 из них - графика. Графический портрет В.М. Титовой поступил от внучек М.В. Нестерова в 2005 году, в год 85-летия музея.
Филипп Андреевич Малявин (1869, Самарская губерния — 1940, Ницца) появился на свет в многодетной семье крестьянина-переселенца в Бузулукском уезде. Невероятная судьба вынесла его на вершину художественного Олимпа.

«Филипъ сын государственный крестьянинъ Андрей Ивановъ Молявинъ и законная его жена Домна Климова, оба православные. Священникъ села Злобинки Николай Брехуновъ съ дьячкомъ Василiемъ Номофиловымъ и пономаремъ Алексъемъ Дронскимъ».

Когда крестьянский сын Филипп Малявин запросил у сельского схода разрешение поступить «в учебное заведение по науке живописи», 169 односельчан поставили свою корявую подпись, но 162 из них не умели читать. Крестьянки, бабы, красный вихрь сарафанов и платков – вот основной сюжет ярких по колориту малявинских полотен. Он писал тот мир, который хорошо знал. В 1900 г. за картину «Смех» удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Париже.

Кроме крестьянской темы был и знаменитый Малявин-портретист. Его студенческие работы - портреты соучеников по классу Репина Грабаря, Сомова, Остроумовой-Лебедевой - приобрел для своей галереи знаменитый Третьяков!

На нашей выставке представлен портрет барышни: тщательно завиты локоны, шелковое платье украшено дорогим кружевом (илл. 1). Это не крестьянская девочка, это барыня. И это совсем не тот цветастый Малявин, которого мы знаем. Достаточно сравнить рисунок с многочленными карандашными портретами дочери художника Зои, чтобы предположить, что изображена именно она (илл. 2, Ивановский художественный музей). Зоя Малявина стала светской красавицей, прожила большую часть жизни в эмиграции, похоронена в одной могиле с великим отцом.
Made on
Tilda