Музей Модерна: карантин

Звезда & Турандот

Выставка "Антропология коллекционирования" начинается экспозицией "Звезда & Турандот". На первый взгляд, странное сочетание фарфоровой чайной пары и абстрактной картины. Но это только на первый взгляд. Если неторопливо посмотреть, то можно увидеть и в картине, и в рисунке чайной пары — фейерверк и вихри страстей, возникающих между мужчиной и женщиной
"Звезда" Олега Яковлева — это своеобразный гимн, ода любимой женщине Татьяне. Чайная пара с рисунком "Турандот" Трифона Подрябинникова тоже говорит о самом сильном Чувстве - о Любви
image
"Звезда" - Олег Яковлев. Холст, акриловые краски. 1986 Картина "Звезда" — гимн любимой женщине, проявление чувств и эмоций влюбленного художника. Вся обратная сторона картины исписана "признаниями в любви
image

О художнике:

Родился 7 сентября в 1948 году в Ленинграде. С 1953 года переехал в Москву. С 12 лет проявил большой интерес к серьезной живописи, изучая ее большой частью в Музее имени Пушкина, "клуб" юных искусствоведов. Учился у Владимир Иванович Козлинсково, профессора Строгоновского института, и его супруги, художницы, Марианны Михайловны Кнорре (Козлинская).Первая персональная выставка состоялась в 1964 году в Москве, в институте Баха. С 1971 по 1975 год, Олег Яковлев работал в Институте Технической Эстетике. В 1975 году участвовал в знаменитой выставке нонконформистов, клуб ВДНХ. В 1976 году состоялись несколько квартирных выставок и показов в Москве. В 1977 году эмигрировал во Францию, где живет и работает и по сей день Олег Яковлев – создатель узнаваемой, авторской версии абстракции – фантасмагоричной, наивно-праздничной.Интересно, что в отличие от многих других иммигрантов, Олег Яковлев достаточно быстро разбогател. Да и вообще его судьба сама по себе достойна целого романа, - чего стоит только история переезда: когда Яковлев влюбился во француженку, тогдашний президент страны писал Брежневу, чтобы авангардисту дали разрешение на брак. Впрочем, через несколько лет Олег разошелся с Доминик, а потом еще трижды женился. За это время он успел заработать немалые деньги благодаря сотрудничеству с компанией IKEA, потерять все состояние и неожиданно получить наследство. Но несмотря на все жизненные перипетии, художник продолжал творить — причем он писал не только картины, но и забавные рассказы в духе Хармса.Третьяковская галерея пробрела у Олега Яковлева несколько картин для экспозиции искусства второй половины ХХ века. Его работы представлены в Государственном Русском Музее и в самых значимых мировых коллекциях абстракционистов.
Материалы по теме:
Богач, бедняк. Статья Александра Боровского об Олеге Яковлеве.
https://artchive.ru/
Каляки-маляки и кот котик. Статья Никиты Алексеева.
https://stengazeta.net/

Турандот это история Любви которая может преодолеть всё, даже искрометную ненависть

Турандот (итал. Turandot) — опера Джакомо Пуччини в трёх действиях (пяти картинах), по одноименной пьесе К. Гоцци. Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони.Эту оперу Пуччини считал своим лучшим сочинением. Действительно, она поражает своей глубиной, мастерством и величием. Масштабность хоров, насыщенность оркестровых красок, красота мелодий, драматизм (особенно в первом действии) — все это делает оперу подлинным шедевром.В годы, когда шла дискуссия о кризисе жанра, путях его дальнейшего развития, Пуччини заставил вспомнить о блестящих традициях итальянской классической оперы. Изысканные гармонии в сочетании с оригинальным использованием «китайского» колорита придают произведению свежесть и остроту. К непревзойденным вершинам относятся такие эпизоды, как сцена «Восход луны» (1 д.); два ариозо Калафа — «Non piangere, Liu» (1 д.) и «Nessun Dorma!» (Зд.); предсмертное ариозо Лиу «Tu che di gel sei cinta» и др.
К сожалению, опера осталась незавершенной. Ее посмертная премьера прошла в Ла Скала п/у Тосканини. Заключительный дуэт и финал оперы дописал Альфано. На премьерном спектакле Тосканини прервал представление в том месте, где смерть остановила руку автора. Зал встал, раздались крики: «Viva Puccini!».

Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий Калаф отгадывает загадки Императорский сад, залитый лунным светом. Глашатаи оповещают о приказе Турандот: «Этой ночью никто не спит в Пекине» — никому не спать, во что бы то ни стало, под страхом смерти, вызнать имя неизвестного принца. Но Калаф полон радостных надежд: «Секрет мой скрыт во мне, никто не узнает моего имени!» (ария «Никто не уснёт» [итал. Nessun dorma]).

Второй линией оперы является история влюблённой в Калафа рабыни Лиу. В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот Адельма была коварна и хитра, Лиу воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.Появляются министры Пинг, Панг и Понг. Они безрезультатно пытаются соблазнить Калафа прекрасными девушками, богатством и славой. Затем Калафа окружают горожане, которые умоляют его открыть своё имя, ведь иначе им грозит гибель, но и это безуспешно. Тогда толпа угрожает ему смертью, но Калаф непреклонен. Стража вводит Тимура и Лиу, в которых узнают людей, говоривших с неизвестным принцем. Чтобы избавить Тимура от пытки, Лиу объявляет, что только она знает имя. Но выдать имя Калафа она отказывается, говоря, что силы молчать даёт ей любовь.Чайная пара «Турандот». Автор рисунка Трифон Подрябинников. Дмитровский фарфоровый завод.

1931-1934. Фарфор
image
Подрябинников Трифон Захарович (1887—1974). Родился в Житомире. Учился у Юона и Машкова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Работал на многих фарфоровых заводах: Барановском, Волховском, Бронницком, Дмитровском, Дулевском. 1936—1948 гг. - художник на ЗИКе (1945—1947 гг. возглавлял художественную лабораторию). Преподавал в Училище № 17.На заводе расписывал пейзажные блюда, дал рисунки на столовый сервиз «Волга-канал» (для техники печати). С 1927 г. выполнял росписи солями; выставочные вазы «Глициния» (1937), «Московское море» «Химкинский порт» (1946); «Партизаны» (1948) —все формы авторские. До 1973 г. поддерживал с ЗИКом творческие связи, выполняя ряд своих произведений (например, декоративные панно, блюда). В 1954 г. в Москве вышла книга Т. Подрябинникова «Мой опыт росписи фарфора и фаянса растворами солей»
image