Музей Модерна: карантин

Модерн: синтетическое искусство


Стиль модерн в искусстве зародился на рубеже XIX – XX вв. и просуществовал до начала Первой мировой войны. Он сразу же обозначил собой целую эпоху, хоть и недолгую по времени. Эстетика стиля захватила ряд национальных проявлений в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Важно отметить, что в разных странах он стал возникать стихийно, учитывая национальные традиции каждой в отдельности, и обозначил реакцию на быстро развивающееся «новое общество» технического прогресса.


Людям, стоявшим у истоках зарождения нового стиля, удалось застать в одной эпохе несколько исторических эпох, включая катастрофы первой половины XX века и заканчивая Второй мировой войной. Но почему сам стиль модерн в искусстве просуществовал в такой непродолжительный промежуток времени? Что изменилось с началом Первой мировой войны? С какими мыслями и идеями жили современники до середины XX века? Остались ли они верны эстетике модерна?

Эстетическим кодексом модерна называют идею «синтетического искусства». Ему свойственен определенный пластический язык, отказ от прямых углов, использование в качестве выразительных средств формы органической природы. Мастера относились к своей эпохе как ко времени общественных потрясений, глубоких драматических конфликтов. Все в совокупности должно было способствовать обновлению мира и значительно повлиять на человеческие судьбы.

Эпоху модерна часто называют противоречивой и даже утопией. А утопией можно назвать то, чего не существует. Стиль модерн – искусственно созданный стиль, родившейся внутри всемирных выставок. С середины XIX в. стали создаваться так называемые хрустальные дворцы из железа и стекла, которые можно было разобрать. Они представлялись зрителям на всемирных выставках, соответствовали всем техническим новшествам и возводились изначально как что-то временное. Так и модерн стал «моделью для сборки» и вобрал в себя всю динамику и движение эпохи.

image
Особняк Тасселя, 1893

Первый жилой дом, выдержанный в новом стиле – это особняк Тасселя, построенный в 1893 г. по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта. Постройка ознаменовала архитектурную революцию и полностью была выполнена в едином художественном стиле. Новый язык в архитектуре выражался в использовании металлических конструкций (до этого они использовались только в промышленности), стеклянных отделок, принципа проектирования изнутри-наружу, установок окон на разных уровнях, внутренней отделки в сопровождении природных линий – символом красоты.Каждая страна имела собственное наименование стиля: в Англии – «Модерн стайл» (новый стиль), в США – «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции – «Ар Нуво», в Германии – «югендстиль» (молодой стиль), по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала «Die Jugend», пропагандирующего новаторские достижения в области графики), в Австрии – «стиль Сецессион», в Италии – «стиль Либерти», в Испании – «модернизм». Эктор Гимар, Отто Вагнер, Антонио Гауди, Эмиль Галле, Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Огюст Перре – выдающиеся имена европейского модерна.
Дизайн интерьеров, книжная графика, афиши, театры, мосты, дома, элементы костюма, бытовые предметы – модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. За счёт синтеза искусств, новых приемов и форм, использования современных технических новшеств он должен был поместить человека в «цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду» и соответствовать духовному содержанию эпохи.

Русский модерн берет начало в 1880-х гг. с так называемого «неорусского» стиля, заданного традициями Абрамцевского кружка. Другими направлением, отразившимися на характере русского модерна конца XIX – начала XX в., стали представители объединения «Мир искусства».

image
Особняк Курлиной, 1903

Идея модерна выражалась в панэстетизме, красота должна была изменить мир. Михаил Врубель определял красоту как религию для художников. По одной из версий, плитка, украшающая особняк Курлиной, выполнена по эскизам художника и роднится с московским модерном. Выстроенный в 1903 г. в Самаре по проекту московского архитектора А.У. Зеленко особняк часто сравнивают с особняком Рябушинского. Александр Зеленко был другом и единомышленником Федора Шехтеля, автора постройки, одного из ярких представителей стиля модерн в России.По словам исследователей данного стиля, модерн выстраивал внутри себя мифы. Основоположники стиля стремились создать свой мир внутри собственного дома. Эстетика модерна строилась на идеях символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше. Но, на что в дальнейшем обратит внимание немецкий философ Мартин Хайдеггер – человеку нельзя встраивать себя в систему, иначе он потеряет самого себя.В этом стиль модерн выразил свою несостоятельность. Заложенные в него идеи привели к катастрофе. Тем не менее, модерн определяют последним эпохальным стилем, синтезирующем в себе различные искусства.

Первая мировая война прервала развитие стиля. Можно сказать, что эпоха модерна дала импульс для дальнейшего развития такого явления как модернизм. Если модерн все-таки следовал национальным традициям, то модернизм стремился к отказу от прошлого в пользу нового и индивидуального.

Хронике последнего мирного года перед войной посвящена книга «1913. Лето целого века» под авторством немецкого писателя и историка искусства Флориана Иллиеса. Каждый месяц года обозначен знаковыми событиями для культуры XX века и фиксирует время рождения модернизма – Шпенглер пишет «Закат Европы», выходит роман Пруста «По направлению к Свану», Малевич пишет первую версию «Черного квадрата», выходит премьера балета «Весна священная» Стравинского и состоялся концерт додекафонической музыки Шёнберга. В такой атмосфере современное общество встречало начало первой глобальной катастрофы.

Первая мировая война стала вехой перемен и обозначила окончательный разрыв с прошлым. Удар потерпели традиции и каноны, буржуазная мораль и любые авторитеты. Новые художественные веяния и протесты возникали как реакция на войну.

Если вспоминать архитектуру модерна, то постройки, возникающие в «новом стиле» маскировались под традиционные. Война же дала толчок для закрепления другой новой эстетики за счет использования всех возможностей новых материалов и методов строительства.

Творчество людей, стоявших и у истоков стиля модерн, обычно делят на два периода – до и после Первой мировой войны. Второй период сопровождается переосмыслением раннего периода и обрывается уже началом Второй мировой войны.

Виктор Орта (1861-1947) подарил мировому культурному сообществу богатое наследие (дом Э. Тасселя, А. Сольве, Э. Этвельде, Дом музей В. Орта, Народный дом и универмаг «Инновасион») и в своих поздних архитектурных проектах сочетал различные стили и новейшие достижения, началом которых послужил стиль модерн.

image
Реклама пива Маас, Альфонс Муха, 1896

Альфонс Муха (1860-1939), чешский художник-живописец и мастер плакатного искусства, с 1910 по 1928 год обращается к циклу исторических произведений и создаёт 20 легендарных полотен под названием «Славянская эпопея». К 1930-м годам его творчество было принято считаться устаревшим. За общеславянский патриотизм, после перехода Праги в руки немцев, он не раз подвергался допросам.Огюст Перре (1874-1954), французский архитектор, приверженец архитектурных принципов модерна, одним из первых стал использовать железобетонные конструкции и сохранял верность этому материалу. Центр французского города Гавр, который был разрушен во Вторую мировую войну был полностью восстановлен под его руководством.
В России также дома и постройки в стиле модерн, пережившие катастрофы XX века, до сих пор украшают городские ландшафты. В Самаре насчитывается около 55 зданий, построенных в стиле модерн. В особняке Александры Курлиной, построенном в 1903 г. по проекту А.У. Зеленко (1871-1953), во время Великой Отечественной войны размещалось посольство Швеции. Сам А.У. Зеленко после 1917 г. отходит от проектной деятельности. Он занимался изучением вопросов внешкольного обучения и воспитания, с начала 20-х гг. работал в Наркомате здравоохранения, а с 1919 по 1931 г. являлся членом музейной комиссии наркомата. Помимо архитектурной деятельности Александр Зеленко прославился как педагог и организатор музеев. После окончания войны на 76-м году своей жизни он защищает диссертацию на тему создания специальной архитектуры для детей.

Отвечая на вопросы, заявленные в начале эссе, стоит сказать, что стиль модерн явился яркой вспышкой начала XX века и за столь малый промежуток времени стал утопией своей эпохи. Но сам стиль дал толчок к осмыслению и развитию новых форм и направлений в искусстве. Современники, прожившие до середины века и заставшие трагедию Второй мировой войны, были отчасти верны своим заслугам. Дух современности врывался во все сферы жизни общества и с каждым новым десятилетием всё сложнее было ему отвечать. Стиль модерн, идеи которого разбивались о катастрофы – томленое дыхание эпохи. Но дома по-прежнему стоят, и в них живут современные люди, открываются музеи, кафе, бары. Сейчас этот стиль даже может формировать культурную идентичность горожанина. Миссия модерна отразилась в своем противоречии и, возможно, сегодня мы можем к ней обратиться, чтобы предотвратить начало новой катастрофы.

Литература по теме:
1. Большаков В.П. Проблемы современной культурологии и культуры. М., 2018.
2. Борисова Е.А., Стерин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.
4. Комаров Ю.Т. Просветитель // Москва. М., 2017.
5. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Архитектурное наследие Виктора Орта // Вестник ТГАСУ. Т.2. Томск, 2019
6. Флориан Иллес. 1913. Лето целого века. М., 2019.