«Чтобы нарисовать голубку, нужно сначала свернуть ей шею»
Пабло Пикассо
«В «Гернике» такие же уродливые… образы, как и в других картинах Пикассо. Нет, не с целью критики противоречий действительности создает Пикассо свои… произведения, а с целью эстетической апологетики капитализма» [10].
«Горлицы, – говорит Пабло, – возможно, самые чувственные из представителей фауны… Обожают любовные игры. Интересно было бы узнать, что происходит в их маленьких головках…» [1].
«Пикассо-человек – член коммунистической партии Франции. А Пикассо-художник? Но можно ли вообще отделять человека от художника? Мы, марксисты, категорически отвергаем такое деление.
Его искусство направлено против капитализма, но капиталист восхищается им, а социалист его отвергает… мир социализма, искусство которого реалистично, видит в формах искусства Пикассо – но не в содержании его – совершенно чуждый миру социализма нереалистический метод изображения…
Нигде существо фашизма не было передано так остро и вместе с тем исчерпывающе, как в «Гернике»… Разве эти картины нереалистичны?» [8]
«Спасибо за чудесную выставку, такие выставки открывают нам глаза на настоящее – СВОБОДНОЕ искусство и заставляют с горечью сознавать, как убого наше задавленное «герасимовщиной».
«В другое время господина Пикассо (намеренно не называю его товарищем, хоть он и коммунист» как еретика и смутьяна сожгли бы на костре, сложенном из его собственных произведений».