Модерн Губернии

Про деревянный модерн в Бузулуке

Деревянный модерн

Чепурова О.Б.,Смекалов И.В. От модерна до авангарда. Примеры проектно-художественного мышления в архитектуре и искусстве провинции (Бузулук, конец ХIХ – начало ХХ века)

Более 80 домов, массовая рядовая застройка

В научной литературе практически отсутствуют данные о развитии деревянного модерна в провинции. Отмечается лишь сам факт существования этого феномена, «не являвшегося типовой нормой массовой, рядовой застройки, но ставшего характерной приметой времени» [2, с. 50]. Между тем свойственное россиянам желание украшать резными элементами фасады домов существенно обогатило стиль модерн, особенно в его провинциальном варианте, где деревянное домостроение было устоявшимся средством хозяйствования [3].

Одним из ярких примеров зодчества провинциальной России является комплекс архитектурных сооружений Бузулука, один из немногих хорошо сохранившихся образцов застройки в стиле деревянный модерн, состоящий из более чем 80 памятников.

Хотя административные здания и жилые дома наиболее зажиточных горожан – на улицах Оренбургская (Ленина), Самарская (М. Горького), Уральская (Куйбышева), Дворянская (1 Мая), Купеческая (Кирова), Овражная (Рожкова), исполненные в стиле модерн, возводились из кирпича, но близость Бузулукского бора и, следовательно, наличие природного строительного материала способствовали появлению целых улиц из жилых домов, украшенных народно-модерновым ажуром с вариативным использованием приёмов пропильной резьбы по дереву с подкраской [4].

Выявлено также много строений, где применены элементы классического европейского модерна. В город приглашались мастера из Самары и Оренбурга, есть свидетельства о том, что, кроме этого, в Бузулуке работали архитекторы Ян Адамсониз Польши и австриец Чедра. К сожалению, до сих пор отсутствует информация о мастерах – резчиках по дереву в стиле модерн.

В общественных зданиях сохранились элементы внешнего и внутреннего декора, например оконные проёмы необычной формы – круглой, овальной, а в частных домовладениях – многие детали внутреннего пространства домов: декора потолков, дверей, дверных ручек, мебели и пр.

Стилистическое, объёмно-пространственное и художественно-декоративное решение ряда домов резко отличается от основного массива деревянных построек. Например, дом с мезонином №52 на улице 1 Мая (бывшей Дворянской), принадлежавший человеку с хорошим достатком, по своим габаритам превосходит дома рядовой застройки. Сложная кровля представляет собой две симметрично расположенные полувальмовые крыши, разделяющие строение на две части, и объединяющий их по уровню второго этажа мезонин с четырёхскатным вальмовым покрытием. Мезонин имеет завершение в виде двух маленьких башенок со шпилями.

Двухэтажный дом №82 на улице О. Яроша тоже спроектирован для богатой семьи. Он имеет ярко выраженную парадную входную группу, состоящую из нескольких помещений. Второй этаж отличается наличием больших оконных проёмов сложной овальной формы, расположенных по периметру ограждающих стен. Очевидно, данное помещение предназначалось для оранжереи и предполагало только сезонный характер использования.

К сожалению, декоративное убранство первых этажей описанных выше строений скрыто за хаотичными временными постройками, грубо облицованными шифером и профлистом.

Отметим ряд зданий с чертами модерна и одновременно готического стиля, которые можно увидеть, например, на улице Октябрьской (дом №22) и улице О. Яроша (№35). Привлекает внимание декор в виде ритмично расположенных элементов, имитирующих ряд стрельчатых арок.

Один из самых необычных памятников – здание на улице О. Яроша, №55, с двумя шатровыми башенками, завершающими по углам композиционное решение архитектурного объёма, с декором, гармонично сочетающим черты модерна и эклектики.

Фасады нескольких строений завершаются необычной формы аттиками, возведёнными над карнизами. Это дома на улицах Кирова, №40, Куйбышева, №24, и др.

Большая часть построенных в Бузулуке деревянных домов в стиле модерн было спроектировано по одному типу:

– использование стилистических приёмов модерна можно увидеть только на уровне художественного декорирования фасадов;

– композиционная организация главной фасадной части здания резко отличается от его боковых сторон насыщенностью декоративного убранства;

– группировка оконных проёмов по два или три окна, деление фасада на две или три части в основном обусловлено объёмнопланировочным решением самой постройки (пятистенка, шестистенка, двухсрубная, тройная и др.).

Анализ сохранившихся домов помог выявить ряд особых композиционных приёмов, используемых в организации их фасадной части:

– общее композиционное решение фасадов некоторых жилых домов тяготеет к симметрии, что несвойственно классическим принципам построения в модерне (скорее всего, данный вид домов был рассчитан на проживание в нём двух семей);

– богатым убранством из декоративных элементов на фасаде здания акцентируется входная группа и противоположный ей, расположенный с другого края дома оконный проём;

– часто оконные проёмы объединяется единым элементом – лучковой декоративной аркой;

– характерна подкраска стен и элементов фасадного декора в два, реже в три цвета.

Сопоставительный анализ сохранившихся строений, выполненных в стиле модерн, в городах Оренбурге и Самаре (географически наиболее приближённые населённые пункты к Бузулуку) подтверждает, что деревянный модерн в Бузулуке отличается по своим художественно композиционным признакам от модерна рассмотренных городов. Это позволяет предположить, что многие проекты деревянных строений выполняли приглашённые архитекторы (поляк Ян Адамсон и австриец Чедра) (ИЛИ ИМ ПОДРАЖАЛИ)

Чепурова О.Б

«ДЕРЕВЯННЫЙ» МОДЕРН ПРОВИНЦИИ КАК ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ

Встаёт вопрос, откуда в далёком провинциальном городке появилась серия построек, многие из которых являются образцами гармоничного композиционного и художественнообразного решения, как в плане пропорционального соотношения частей постройки, так и дополняющего её декора. Документы, содержащие информацию об архитекторах и первых владельцах построек, возраст которых перевалил за 100 лет, к сожалению, в архиве практически отсутствуют из-за случившегося в нём пожара в 50-х годах ХХ века.

Массовая застройка жилыми домами центральной части города в конце XIX началась из-за возникшего в 1895 году пожара, уничтожившего 2/3 его части. Трагическое событие в маленьком городке в глубинке нашего государства могло бы остаться незамеченным, но город Бузулук имел стратегическое значение, как пункт, расположенный в зоне граничащей со странами азиатской части нашего материка [7], [8].

Восстановление сгоревшего города пришлось на конец XIX – начало ХХ века – пик развития стиля модерн в отечественной культуре. Поэтому в городской среде возникло множество архитектурных памятников деревянного зодчества, выполненных именно в данном стиле.

Удаленность от столицы не позволила привлечь к восстановлению города известных архитекторов,но присутствие архитекторов и мастеров-строителей все-таки ощущалось. Для возведения огромного количества жилых и общественных построек, сгоревших в результате пожара, по нашим предположениям, были приглашены мастера из наиболее приближенных городов – Самары и Оренбурга, были и зарубежные, в частности, есть свидетельства о том, что в городе в то время работал архитектор из Польши – Ян Адамсон и группа военных пленных под руководством австрийца Чедра. К сожалению, до сих пор отсутствует более точная информация о других архитекторах и мастерах резчиках по дереву, принимавших участие в восстановлении города Бузулука и спроектировавших большое количество архитектурных зданий в стиле модерн.

При проведении сравнительного анализа сохранившихся деревянных строенийв городах Самара и Оренбург, возведённых на рубеже XIX–ХХ веков можно предположить, что стиль декора в архитектуре «деревянного» модерна имеет самостоятельное художественнообразное решение отличное от аналогичных построек Самары и Оренбурга. Это подтверждает наличие в городе Бузулуке профессиональных архитекторов, которые были способны переложить язык стиля модерн на традиционные приёмы деревянного домостроения, тем самым заложили основы в последующее распространение стиля в архитектуре городской застройки.