Первые известные нам сведения
о существовании анархистского движения в Самаре относятся к маю 1917 года. Обратимся к воспоминаниям от купца Константина Неклютина (30 июля 1887 г. Самара, Российская Империя — 1978 г., США), вышедшим под заголовком
«От Самары до Сиэттла».: «В мае я увидел на пекарне транспарант “Анархия — мать порядка” и несколько лозунгов, призывающих рабочих присоединиться
к анархической партии. В середине мая
на собрании все рабочие проголосовали за присоединение к партии анархистов-индивидуалистов»
17. Нам неизвестно, существовала ли такая партия (само название, в передаче Неклютина, выглядит весьма абсурдно). Также согласно словам Неклютина, рабочие впоследствии не раз меняли свою политическую принадлежность, записываясь тем же порядком сначала
в ряды большевиков, а позже эсеров. Стоит отметить также,
что механизированная пекарня Неклютиных относилась к числу крупнейших и передовых производств Самары. В середине июня 1917 года
в городе открывается бюро анархо-коммунистов, расположившееся в бывшем ресторане «Аквариум». Крупное здание в стиле модерн было построено
по проекту архитектора Михаила Квятковского в 1914 году для ресторана «Аквариум», принадлежавшего крупным предпринимателям братьям Ивановым. После февральских событий 1917 года здание было реквизировано для размещения профсоюзных организаций Комитетом народной власти Самарской губернии, сформировавшимся в ходе революционного процесса
18. В середине же июня 1917 года по Самаре впервые расклеены анархистские воззвания.
В этот же период, который начался с мая 1917 года, в городе ухудшается криминальная обстановка. Учащаются пьяные погромы, широко распространяются самосуды рассерженных толп горожан над предполагаемыми преступниками.
3 августа 1917 был совершен вооруженный налет на контору известной чайной фирмы «Высоцкий и Ко». Нападавшие назвали себя анархистами
19. Одним из организаторов «экспроприации» был сотрудник конторы Высоцкого, анархист-индивидуалист Матвей Самойлин
20.
Группа анархо-коммунистов продолжала существовать и в сентябре 1917 года, когда в фонд саратовской газеты «Голос анархии» поступило сто рублей
от самарской группы анархо-коммунистов
21.
В политическом смысле сторонники безвластия впервые всерьез заявили
о себе 25 октября 1917 года, когда ими была занята типография крупной газеты «Волжский день», фактически органа местного отделения партии кадетов.
Это издание подвергалось преследованиям со стороны «революционной демократии» еще
до октября. Так, 5(18) июня 1917 года Губернский всесословный съезд принял решение о бойкоте газеты «Волжский день» как «контрреволюционной и вредной для интересов рабочих, крестьян и солдат»
22. Но газета продолжала действовать, недвусмысленно выступая против «углубления революции».
Ее закрытие и захват типографии входил
в план Революционного Комитета
по установлению своей власти 25 октября, но анархисты опередили большевиков.
В ночь на 25 октября под угрозой смерти
и взрыва помещения анархисты заставили наборщиков отпечатать двадцатитысячный тираж их воззвания,
в котором призывали к борьбе
за свержение капитализма. На воротах типографии «Волжского Дня» был вывешен черный флаг «в знак победы
над буржуазной печатью, защищающей интересы господ»
23. На следующий день большевики вынудили анархистов покинуть помещение, но газета «Волжский день» была закрыта, а помещения
и техника стали использоваться для нужд издания газеты «Солдат, рабочий
и крестьянин». В этих событиях анархисты выступили ситуативными союзниками Революционного Комитета, выпустив, однако, отдельное воззвание: «…мы ничем не можем ограничивать себя в своих действиях, не можем обязать перед Революционным Комитетом, в выборах которого не принимаем участия; у нас возможен только естественный —
а не условный — контакт до тех пор, пока их действия будут достаточно революционны на наш взгляд; [мы] будем двигать их вперед, когда найдем такие недостаточными, и станем в положение войны, когда они будут направлены против нас»
24. В данном случае мы впервые можем попробовать ответить
на вопрос, который можно сформулировать так — чего хотели самарские анархисты? Самарские анархисты следовали установке
на невхождение в любые органы власти, даже советские, полагая само существование их противоречащей своей программе. Программой же их было устранение органов власти.
О положительной программе анархистов («Что они хотели вместо?») исходя
из этого источника мы не можем.
Тем не менее, советские органы власти продолжали существовать, а анархисты
в своей практике предпочитали действовать так, будто бы никаких органов власти уже не существует,
и власти, собственно, нет.
Так, не спрашивая ни у каких органов власти разрешения, 14 декабря 1917 года анархисты захватили коммерческий клуб (бывший особняк купцов Курлиных),
в котором разместилась «федерация анархистских групп Самары». Помимо коммерческого клуба в особняке
до захвата располагался Земский Союз,
т. е. учреждение, относившееся, по всей видимости, к Самарскому Губернскому комитету Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам
с фронтов Первой мировой войны. Вероятно, в особняке Курлиных
в это время находился лазарет
для раненых солдат. Сообщается,
что часть помещения, занятая этой организацией, не была тронута анархистами
25. В этот же день Ревком
на своем заседании осудил захват,
но не предпринял конкретных шагов против
26. Сложно сказать,
как развивались бы дальнейшие события, если бы не взрыв в здании Ревкома
в ночь на 15 декабря 1917 года.
В большевистской печати взрыв был назван результатом контрреволюционной деятельности, в городе происходит серия обысков и разоружений предполагаемых контрреволюционеров (офицеров, студентов, представителей буржуазии).
В этой ситуации часть анархистов поддерживает обыски, организуемые Красной Гвардией, а некоторые отказываются принимать в них участие, определяя их как «административную меру в политической борьбе, достойную романовских приемов»
27. Примечательно, что созданная позже комиссия
по расследованию причин взрыва установила, что он произошёл
в результате неумелого обращения
с оружием
28. Доверять или не доверять сведениями комиссии — вопрос спорный и требует отдельного внимания. Однако отметим, что в публичном информационном поле вину с буржуазии большевики предпочли снять, возложив ее на “максималистов”, которых они
к тому времени уже оставили за бортом революции как “контр-революционеров”.
Обратим внимание также отдельно,
что взрыв в здании Ревкома
и последовавшие за ним действия большевиков практически поставили точку в противостоянии Революционного комитета и властных органов, существовавших до октября 1917 года
и продолжавших деятельность после — Комитета народной власти, губернского комиссара и городской думы. У Ревкома появился удобный предлог
для окончательной их ликвидации.
Здесь анархисты вновь выступили
в качестве ситуативных союзников большевиков. В ночь с 15 на 16 декабря они совершили вооруженное нападение на штаб милиции, подчинявшейся Городской Думе, органу власти, существовавшему еще со времен Городовой Реформы. В ходе революции 1917 многие Городские Думы
на территории бывшей Российской Империи прошли процесс демократизации, однако с советскими органами власти Думы ужиться
не смогли. В Самаре городские,
но “думские” милиционеры, были разоружены
29. В советской прессе многократно упоминалось о попытке самарских анархистов ликвидировать милицию. Однако в беседе с гласным Городской Думы Хаитом представители федерации отказались брать на себя ответственность за разгром милиции.
Как бы то ни было, 28 декабря 1917 года городская милиция была официально упразднена уже Ревкомом. И вновь действия анархистов оказались
как бы параллельными действиям большевиков.
Во второй половине декабря 1917 года самарские анархисты заметно активизируются. Вечером 20 декабря они устроили необычную «акцию» возле занимаемого ими особняка — на улицы было вынесено и публично сожжено множество игральных карт, «олицетворение буржуазного строя»
30. Акция привлекла внимание прохожих и получила большой отклик в местной прессе. Журнале «Харакири» опубликовал карикатуру: