Анархизм — совокупность взглядов, отрицающих необходимость существования власти и управления человека человеком, а также практик, ведущих к устранению власти и управления человека человеком. В Европе и США период приблизительно с 1860 по 1939 год считается «золотым веком» анархизма, одним из важных моментов которого было участие анархистов в российской Революции 1917 года и Гражданской Войне. В этот период Самара в считанные месяцы стала крупным центром анархического движения на территории бывшей Российской Империи.
Первые исторические работы с упоминанием самарских анархистов появились в начале 1920-х годов. В 1922 году в историческом журнале Истпарта выходит очерк Г. Лелевича «Анархо-максималистская революция в Самаре в мае 1918 г.». Он посвящен восстанию в Самаре 17–19 мая 1918 года, получившему в советской историографии название «анархо-максималистский мятеж». Этот мятеж (или восстание) стал кульминацией взаимного противостояния двух советских органов власти: Губернского Исполкома Советов под руководством эсеров-максималистов и Городского Исполкома Советов, контролируемого большевиками. Эсеры-максималисты были идеологически близки анархистам, но не тождественны им, поскольку считали необходимым существование государства в виде основанной на принципах советской демократии «трудовой республики». В свою очередь, большевистская пресса того времени называла Губернский Исполком «анархо-максималистским». Большевик Лелевич, участник событий, также использует термин «анархо-максималисты» в отношении участников восстания, однако об участии в нем самих анархистов он не упоминает.
В 1927 году издательство самарского Губкома ВКП (б) выпускает первый том сборника «Революция 1917–1918 гг. в Самарской губернии» за авторством И. И. Блюменталя
1, и второй — за авторством В. В. Троцкого в 1929 году
2. Эта работа представляет собой хронику революционных событий по дням, где основными источниками служат документы советских и профсоюзных организаций, а также газеты, выходившие в Самаре в указанный период. Авторы сосредотачивались на деятельности политических партий и групп. Анархисты упоминаются неоднократно, в основном в связи с реквизициями (отнятием собственности) и различными воззваниями к жителям Самары.
Аналогичным образом построены «1918 год в Самарской губернии»
3 и «1919 год в Средневолжском крае»
4, которые позволяют проследить хронологию некоторых событий в анархистском движении Самары с 1917 по 1919 гг. К сожалению, в данных работах практически не используются источники за авторством самих представителей движения, поэтому из них сложно вычленить их собственные взгляды и мотивацию, за исключением тех случаев, когда анархисты солидаризировались с большевиками.
В 1989 году выходит статья В.А. Шилова «Октябрьская революция и крах анархизма в Поволжье»
5, где анализируются случаи взаимодействия и противостояния анархистов и советских органов власти в разных городах Поволжья. Несмотря на то, что анархисты относятся автором к «мелкобуржуазным партиям», отмечается, что в ходе октябрьских событий 1917 года они в большинстве своем поддерживают советскую власть в революционных действиях.
Советские историки никогда не рассматривали анархистское движение в качестве самостоятельного актора революционного процесса. Для них они — либо часть стихийной силы, порой именуемой «бандитизмом», которую приходится усмирять органам ЧК, либо сознательные «контр-революционеры», деятельность которых также — работа для чекистов. В рамках советского этапа историографии практически не исследовались биографии самарских анархистов. Первыми к изучению биографий российских и, в частности, самарских анархистов, обратились сами представители движения, эмигрировавшие из советской России после Гражданской Войны.
В 1922 году в Берлине вышла книга «Гонения на анархизм в Советской России»
6, которая содержит обширный список анархистов (в том числе — самарских) с их биографическими данными. В 1940 году эмигрант Г. П. Максимов выпускает работу «The guillotine at work»
7, посвященную репрессиям против анархистов в Советской России. И в первой, и во второй работе упоминается о судьбе Давида Когана, одного из лидеров самарских анархистов в 1917-18 годах.
В России подход к публичному изучению анархизма в период после 1991 года кардинальным образом меняется. Ремарки о цензурных соображениях полагаем излишними. В 1992 году выходит газета самарских анархистов «Единица»
8, которая в одной из публикаций содержит первую попытку выстроить цельный нарратив о самарских анархистах в 1917-19 годах из разрозненных сведений, которые были доступны авторам. Стоит отметить публикацию «ВЧК и “Маленький Христос”»
9, подготовленную В. В. Кривеньким и Т. Васильевой в 1994 году для журнала «Родина». Это письмо анархиста Марка Мрачного с комментариями историков и первая биографическая публикация о Давиде Когане в российской историографии.
В работе Д. Б. Павлова «Большевистская диктатура против социалистов и анархистов»
10 выдвинуты гипотезы касаемо причин последовавших после 1918-19 гг. репрессий против социалистов и анархистов со стороны большевиков, дана попытка рассмотреть формирующийся советский властный организм как функцию, в которой анархисты и почти все идейные социалисты оказались лишними.
В 1997 году выходит диссертационное исследование С. В. Старикова «Левые социалисты в Российской революции, март 1917 — июль 1918 гг.
11» Несмотря на то, что работа не касается непосредственно анархистского движения, она содержит принципиально новую оценку «анархо-максималистского мятежа». С. В. Стариков полагает, что мятеж был спровоцирован большевиками не в меньшей мере, чем максималистами и был использован первыми для укрепления однопартийной диктатуры. Что касается анархистов, то их участие в мятеже было спорадическим и стихийным. Также Стариков впервые вводит в научный оборот газету «Черное знамя», издававшуюся самарскими анархистами.
Таким образом, исследователи неоднократно обращались к истории анархистского движения в Самаре, однако отдельного исследования на эту тему не существует. Хронологические рамки (1917–1919 гг.) выбраны нами в силу того, что ни до, ни после (оставляя за рамками исследования период после 1989-91 годов), согласно известным нам источникам, существование сколько-нибудь заметного анархистского движения в Самаре не прослеживается.
Среди источников, использованных нами — массив периодической прессы 1917-20-х: самарские газеты как партийные («Черное знамя» анархистов, «Волжский день» кадетов, «Утренняя заря» меньшевиков, «Коммуна» большевиков, советский «Солдат, рабочих и крестьянин»), так и беспартийные («Волжское слово», «Харакири»). Многое важных сведений содержат печатные издания из других городов — «Анархия» в Москве, «Голос анархии» в Саратове. Также мы обращались к мемуарам и дневникам свидетелей и участников событий. Это мемуары купца К. Н. Неклютина
12, анархистов Сергея Чекина
13 и Марка Мрачного
14, жителя Самары начала XX века Иосифа Милькина
15, американского путешественника Оливера Сейлера
16 и др. Архивные источники — фонды ЦГАСО и ЦА ФСБ.
В целом стоит отметить, что наша источниковая база весьма ограничена. Анархисты подвергались репрессиям, память о них стиралась, поэтому, говоря научным языком, своего «мемориального проекта», в отличие от большевиков, у анархистов не сложилась, а исследователи вынуждены работать с минимумом печатных источников. Однако благодаря современных технологиям, упростились методики сбора этих источников, что помогало нам в этой работе. И если она хоть немного заполняет очевидный пробел в историографии, то мы будем считать свою работу удовлетворительной.