«Эскиз украшения для подвала д. Курлина» (из СОГАСПИ). Рисунок сделал самарский художник Г. Подбельский. На его характерную подпись «ГП» внизу листа обратил внимание краевед, журналист
Армен Арутюнов и сотрудница Художественного музея Юлия Жердева.
Георгий Подбельский (1882 – 1955) – живописец, педагог, журналист. Учился в Самаре у Ф. Е. Бурова, затем у К. Н. Воронова, а позже в Москве в вечерней школе С. Ю. Жуковского и в школе К. Ф. Юона.
Одновременно получил в Москве юридическое образование. Закончив в 1915 году университет, Георгий Петрович был принят в число присяжных поверенных Самары.
В газете «Голос Самары» и журнале «Мефистофель» публиковались карикатуры, рассказы и фельетоны Подбельского под псевдонимами Гор, Торский, Сигма, Омега. Активно участвовал в художественной жизни Самары, входил в кружок самарских художников. Создал серию графических листов с видами Самары.
После революции он остался в городе и продолжил свою художественную деятельность. В 1920-х годах участвовал в различных выставках, в том числе Первой выставке картин Самарского общества пролетарских художников (1925). В 1930-1940 гг. занимался преподавательской деятельностью. Был секретарем правления Самарского филиала Ассоциации художников революции (АХР).
Вместе с эскизом в Самарском архиве социально-политической истории хранится и написанное от руки Г. П. Подбельским объяснение:
«На одной из стен – мемориальная доска (из фанеры и натянутого полотна) вставлена в траурную раму. Низ доски в барельефе (живописно-графического характера) изображает замученного и убитого чехами рабочего. И около его трупа скорбную женскую фигуру (жены или матери) с ребенком убитого. Над обломками стены уже восходит солнце, лучи его пронизывают мглу. Убитый не увидит его, но его сын встречает новый день. По бокам доски спускаются длинные траурные знамения. Наверху алая лента и на ней лозунг.
По сторонам (в виде урн) подставки для литературы, открытки, фото, относящиеся к чехо-словацкой авантюре. На стенах плакаты или снимки, картины того же времени. М. быть и портреты убитых товарищей.
Сцена должна изображать расстрел. Восковые фигуры чехов и расстреливаемого у стены рабочего – в костюмах и со всеми аксессуарами тех дней чеховщины. Красный, жуткий свет. Гамма красок – черная и красная. На стенах следы крови и пуль.
Весь подвал приведен в целое, живописное действо в смысле красок, настроения и проч.»
Эскиз с характерной композицией, которая в западноевропейском искусстве называется Пьета («Оплакивание»), и подробное описание дают представление о том, как планировалось оформить комнату подвала для музея Революции.