Выставка миниатюр и небольших скульптурных форм, которые были созданы молодыми самарскими художниками Евгением Юдаковым, Михаилом Гунько, Жанной Рассадиной, Дарьей Волковой, Анастасией Гребенниковой.
Интерактивная выставка, где через взаимодействия с объектами посетитель сможет узнать про выдающиеся произведения мировой культуры и посмотрит на давно знакомые сюжеты в новом ракурсе.
Более 40 вечерних и сценических нарядов, а также раритетные аксессуары, принадлежащие звездам кино 1930-2000 годов. Из коллекции историка моды Александра Васильева.
Выставка оловянных предметов, изготовленных в к. XIX - н. XX вв. фабрикой «Кайзер и Сыновья». Более 60 предметов быта в стиле модерн из коллекции частного московского коллекционера Сергея Гнилицкого.
Каким бы был модерн, если бы художники начала ХХ века изучали микромир? Образы Прекрасной эпохи и современное искусство в лице арт-группы НУМЫЖЫ и художника Евгения Греки.
История русского ритуала совместной трапезы, рассказанная в фотографиях из коллекции Мультимедиа Арт музея, Москва. 89 произведений величайших мастеров и культовых фотографов.
Выставка-исследование людей, живущих в домах в стиле модерн сегодня. Открылась в малой гостиной комнате 26 декабря 2019 года. В 2020 году вышел одноименный документальный фильм.
Реформа русской орфографии была революционной, не только потому что она произошла после сразу после Октябрьской революции. Эта реформа действительно изменила необходимый нам всем инструмент коммуникации и фиксации мыслей, который более двух сот лет сохранялся в России и который хранил в себе следы еще более древней христианской сакральной системы, которая передавала религиозное знание. Хорошо знакомое нам название этого алфавита (Кириллица) произошло от имени знаменитого православного создателя первой славянской азбуки святого Кирилла. Изменение алфавита – это в каком-то смысле изменение системы мышления. В этом году мы отмечаем 100-летие этого изменения. Наша выставка рассказывает вам историю этой грандиозной революционной перемены.
Авторы проекта: Илья Саморуков, Николай Кислухин Дизайн: И. Павлова.
Детальное
13 сентября - 6 октября 2018
Малые формы – особое направление творчества, которое на фоне привычного нам «большого» искусства порой не замечается. Выставка призвана акцентировать внимание на миниатюрах и небольших скульптурных формах, которые были созданы молодыми самарскими художниками.
В работе с малой формой есть особая сложность, она требует тщательной степени продуманности и более кропотливой работы. Идеи, заключенные в ней, могут быть самыми обширными. Уникальность миниатюр заключается в том, что они в меньшей степени зависят от контекста и пространства, в котором находятся, чем «большое» искусство. Малые формы самоценны сами по себе. Выставка условно делится на малые системы и скульптуры. Малая форма часто воплощается неким законсервированным мирком, который имеет свой принцип существования всех частей. Такие системы обращены вовнутрь без вмешательства извне, что идет как раз от формата. При создании «миров в коробке» практически исключается присутствие автора, он как некий креатор наблюдает за правильным взаимодействием частей. Что касается скульптурных малых форм из металла, пластилина или проволоки, то здесь, наоборот, гипертрофированное присутствие автора в отпечатках пальцев, в том движении материала, которое было ему предназначено.
Задача выставки объединить молодых самарских художников по принципу формы, с которой они работают. Вопрос к современным малым формам заключается в том, могут ли они концентрировать на себе внимание или остаются незамеченными? Существует ли корреляция между формой и содержанием и что, в конце концов, первично?
Куратор: Ирина Свиридова Художники: Евгений Юдаков, Михаил Гунько, Жанна Рассадина, Дарья Волкова, Анастасия Гребенникова
Абрамцево. У истоков модерна
15 мая - 15 августа 2018
Выставка представляет творчество художников уникального творческого объединения - Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Среди экспонатов – живописные и акварельные пейзажи, этюды, портретные зарисовки участников кружка, эскизы костюмов, декораций, предметов декоративно-прикладного искусства, мебель по рисункам Е.Д. Поленовой, керамика М.А. Врубеля, показывающие весь спектр деятельности мамонтовского содружества. Абрамцевский кружок сложился вне рамок государственных учреждений и общественных организаций, но был лишен узости «кружковщины», а скорее, являл «вольное сообщество талантов», что способствовало появлению и дальнейшему развитию именно здесь стилистических признаков модерна.
Графические и живописные работы А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.С. Остроухова, И.И. Левитана, М.В. Нестерова; графика В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.П. Ропета, В.А. Серова, С.В. Малютина, М.А. Врубеля. Выставка включает деревянные шкафчики и стулья, выполненные в Абрамцевской столярной мастерской по эскизам Е.Д. Поленовой. Жемчужинами представляемой коллекции станут скульптуры М.А. Врубеля.
Руки Венеры
11 сентября - 15 августа 2018
На выставке «Руки Венеры» средствами современного искусства воссозданы выдающие образцы мировой художественной культуры.
На нашей выставке вы сможете побыть не только зрителем, изучающим историю искусства, но и посмотреть на него с точки зрения художников разных эпох.
На «Руках Венеры» представлены переосмысленные известным самарским художником Михаилом Гореловым произведения мировой культуры, которые «просятся в руки», требуя внимания и взаимодействия. У всемирно известной античной статуи Венеры Милосской, символа красоты, нет рук и их так и не нашли. Но она по-прежнему прекрасна и привлекает внимание миллионов людей, которые специально приходят в Лувр, чтобы увидеть ее.
На искусство мы смотрим глазами, но создается оно, даже в наше технологичное время, с помощью рук. Но мы привыкли, что в музеях предметы трогать нельзя. Но так хочется! Интересно оценить вес головы Нефертити, попробовать пощекотать Венеру Милосскую, дорисовать потолок Сикстинской капеллы, самому открыть саркофаг Тутанхамона. В традиционных музеях это строго запрещено, да даже на постоянной экспозиции нашего особняка к предметам столетней давности прикасаться нельзя. На выставке же все работы из бруса и фанеры можно и нужно трогать. А ещё крутить, рисовать, нажимать, переставлять и даже обнимать.
Через взаимодействия с объектами посетитель сможет узнать про выдающиеся произведения мировой культуры и посмотрит на давно знакомые сюжеты в новом ракурсе.
Проект реализован в рамках конкурса социальных и культурных проектов ПАО "Лукойл" на территории Республики Татарстан, Самарской области.
Кино и мода
12 октября 2018 - 21 января 2019
Кинозвезды во все времена задавали тон в моде, влияя на вкусы миллионов женщин. Незыблемыми иконами стиля ХХ века были Алиса Коонен, Любовь Орлова, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Майя Плисецкая, Анастасия Вертинская, Людмила Целиковская, Татьяна Шмыга, Алиса Фрейндлих, Наталья Селезнёва, Людмила Гурченко...
Кинофильмы и журналы, открытки и постеры с их изображениями служили азбукой моды. Женщины всей страны с радостью ждали появления на экране кумиров, а затем копировали их новую укладку, макияж, крой и цвет платья, форму шляпы и модель обуви. Кинозвездам подражали, на них равнялись, не думая о том, что кино — это всего лишь иллюзия. На это не обращали внимания и копировали с экрана как манеру поведения героинь, так и их наряды.
Каждая модница мечтает заглянуть в гардероб своих кумиров, чтобы узнать, что они носят, следуют ли модным тенденциям и каким брендам отдают предпочтения.
Историк моды Александр Васильев дарит такую возможность всем желающим, представляя уникальную выставку «Кино и мода», в которую вошли более 40 вечерних и сценических нарядов, а также раритетные аксессуары, принадлежащие звездам кино 1930-2000 годов.
Кайзерцинн
14 марта - 2 июня 2019
Выставка оловянных предметов, изготовленных в к. XIX - н. XX вв. фабрикой «Кайзер и Сыновья».
Использование олова в качестве материала в прикладном искусстве возродилось в эпоху модерна, когда дизайнеры по всей Европе искали новые формы выражения.
Олово - плавкий и пластичный материал, он позволял создавать рельефный декор с детализацией, а оттенки и блеск оловянного сплава создавали неповторимый контраст света и тени. Сложная ручная работа и трудоёмкая обработка не уступали работам по серебру или бронзе, поэтому ценились одинаково высоко.
«Олово Кайзера» (сплав олова и серебра, так называемое бессвинцовое олово, долго сохраняющее блеск) имело большой успех на выставках в Париже (1900), Турине (1902), Дюссельдорфе и Сент-Луисе (1904).
Фирма «Кайзер и Сыновья» создали варианты декора, вдохновленные как флоральным французским ар-нуво, так и линеарным югендштилем. Помимо всего прочего фирма ставила перед собой цель путем серийного производства сделать доступным для широких слоев населения современные, со вкусом оформленные предметы быта.
Фирма Кайзера – одно из наиболее успешных предприятий эпохи модерна как в самой Германии, так и за ее пределами.
Выставка включает в себя более 60 предметов быта в стиле модерн из коллекции частного московского коллекционера Сергея Гнилицкого.
Российское застолье
19 декабря 2019 - 16 февраля 2020
Выставка «Российское застолье» – это история русского ритуала совместной трапезы, рассказанная в фотографиях из коллекции Мультимедиа Арт музея, Москва.
89 произведений величайших мастеров и культовых фотографов, среди которых — Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Виктор Руйкович, Борис Игнатович, демонстрируют эволюцию русской души и русского характера, национального мироощущения, удивительным образом раскрывающихся во время застолья.
На снимках встречаются узнаваемые фигуры поэтов, композиторов, актеров, политических деятелей. В их числе – Владимир Маяковский, Лиля Брик, Марина Цветаева, Сергей Коненков, Дмитрий Шостакович, Сергей Михалков, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Юрий Никулин, Никита Хрущев, Леонид Брежнев. За кадрами остаются переломные события в истории — Первая мировая война, революция, репрессии 30-х годов, Великая Отечественная война, хрущевская оттепель, лихие 90-е.
Менялось время, менялся стиль жизни, стиль съемки, менялись лица. От идиллических пикников и благотворительных балов, до официальных банкетов в Кремле и очередей за водкой, превращавшихся в поле боя во времена тотального дефицита. От безудержных пиров эпохи «новых русских» начала 90-х до чинных «европейских» кафе, кондитерских и кинотеатров начала XXI века.
Званые обеды Льва Толстого, дружеские чаепития у Всеволода Мейерхольда, официальные приемы времен брежневского застоя остались в прошлом, но сама традиция продолжает существовать и конструировать коды повседневности, определяя особую культуру удовольствия.
Куратор: Галина Зыбанова
Символы модерна
19 сентября - 8 декабря 2019
Русская уникальная графика конца ХIХ – первой четверти ХХ веков в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова".
Экспонирующаяся в Музее Модерна выставка «Символы модерна» представляет произведения русской уникальной графики конца XIX – первой четверти XX веков из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Организованный по инициативе и на основе дара выдающегося художника, академика живописи, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), Башкирский художественный музей — один из старейших музеев России: в 2020 году он отметит своё 100-летие. Формирование основных коллекций музея, в том числе и коллекции русской графики, связано с первыми годами его деятельности, некоторые экспонаты коллекции поступили в музей в составе дара М.В. Нестерова.
На выставке «Символы модерна» в силу её тематической направленности представлена только небольшая часть коллекции графики, но эта часть — её подлинная жемчужина. Каждое имя — золотая страница русского изобразительного искусства, каждое произведение — выдающийся вклад в отечественную графику, отражение специфических особенностей как конкретного времени и стиля, так и творчества художников. В экспозиции — 49 произведений, выполненных в акварели, гуаши, пастели, сангине, угле, карандаше, туши и смешанной технике. Стилистически все они имеют самое прямое отношение к модерну и символизму, и, соответственно, к эстетической программе и деятельности одного из крупнейших объединений конца ХIХ – первой четверти ХХ веков — «Мир искусства». Провозгласившие в качества мерила подлинной красоты саму красоту, причём, прошлых эпох, «мирискусники» придавали первостепенное значение развитию графики, книжной иллюстрации и сценографии. Членами «Мира искусства» были выдающиеся мастера, обладавшие универсальным талантом и работавшие в различных видах искусства.
Центральное место в экспозиции занимают всемирно известный «Портрет балерины Е.С. Карзинкиной», выполненный в технике угля на холсте В.А. Серовым, и пастель «Колеус» И.И. Левитана.
В разделе станковых произведений наибольший интерес представляют акварели А.Н. Бенуа, А.В. Шевченко и П.Г. Щербова, гуаши Л.О. Пастернака и М.П. Бобышова, сангина В.И. Шухаева, пастели С.В. Малютина и Б.М. Кустодиева, карандашные рисунки Ф.А. Малявина, Б.Д. Григорьева, М.В. Добужинского.
Русское театрально-декорационное искусство представлено эскизами декораций и костюмов А.Я. Головина, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, В.А. Серова, Б.И. Анисфельда, С.Ю. Судейкина, Б.М. Кустодиева. Книжная графика с созданным «мирискусниками» новым «образом» книги — рисунками, обложками и виньетками М.В. Добужинского, А.М. Арнштама, И.Е. Бондаренко, С.В. Чехонина.
Специальный раздел составляют произведения М.В. Нестерова — карандашные портреты и эскизы храмовых росписей, работе над которыми художник посвятил более 20 лет жизни.
Выставка «Символы модерна» представляет уникальный графический материал, хранящийся в собрании старейшего музея России. В каждом из представленных произведений раскрываются характерные особенности стиля модерн, консолидировавшего и «примирявшего» все сложности и противоречия русского искусства рубежа веков.
Курортная мода
9 июня - 27 августа 2019
«Курортная мода» посвящена пляжному костюму ХХ века и демонстрирует развитие купального костюма. Посетители могут оценить, был ли выбор курортного гардероба продиктован личными привычками и вкусом отдыхающих, или они следовали текущей моде.
«Выставка пляжной моды идеально подходит летнему городу на Волге», – отметил на открытии искусствовед, историк моды Александр Васильев.
В экспозиции представлены предметы пляжной одежды прошлого столетия: трикотажные шерстяные купальники, которые носили как женщины, так и мужчины, пляжные костюмы 1920-х годов, первые раздельные купальники 1930-х годов, ранние купальные шорты и бермуды, вошедшие в моду под американским влиянием. Среди экспонатов – первое бикини, революционные мини-платья 1960-х годов, сарафаны и соломенные шляпы, которые носили хиппи, резиновые купальные шапочки, солнечные очки, пляжные зонтики и многое другое.
Выставка «Курортная мода» дополнена уникальными фотографиями, журналами мод, эскизами летних платьев и старинными открытками с видами курортов.
Куратор: российский модельер Кирилл Гасилин
Нейромодерн
12 декабря 2019 - сентябрь 2020
Выставка, посвященная новому художественному явлению, которое мы совместно с художником Евгением Греки и группой НУМЫЖЫ назвали НЕЙРОМОДЕРНОМ.
Общую идею этого явления можно описать примерно так. В начале ХХ века художники, вдохновляясь научными открытиями, использовали природные элементы, которые были для них примером красоты и вечности. Именно это стали называть модерном. В ХХI веке нейробиология позволила нам заглянуть внутрь мозга и увидеть главную клетку, отвечающую за принятие решения – нейрон. Мы представили, как художники используют в качестве природных элементов не только растения, цветы, а увиденные в микроскоп нейроны, аксоны, дендриты и синапсы – место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Визуальное осмысление нейронных связей, которые и порождают наши мысли и чувства, мы и назвали НЕЙРОМОДЕРНОМ.
Природа – есть интеллект.
Куратор: Илья Саморуков
Бремя модерна
26 декабря - настоящее время
Проект
Выставка «Бремя модерна» является исследованием жизни обычных людей в домах, построенных в начале ХХ века в стиле модерн. Модерновых особняков в центре города сохранилось достаточное количество, и в советские годы их заселяли сразу несколько семей. До сих пор люди живут в окружении ушедшей красоты – маскаронов, цветочных орнаментов, линий модерна. Всё это сопровождает их по жизни, и задача проекта – понять, насколько сильно история дома влияет на жизнь этих людей, понимают ли они ценность места, где обитают, и заботятся ли о наследии.
Наши герои говорили о том, как они проводили молодость, как боролись за свои дома в городе с обширным лобби застройщиков, как менялись их поколения в этих квартирах и какие проблемы они испытывают, находясь в техногенном обществе. Это проект о людях и об обществе, это проект про городскую среду и невозможность существования города без человека. Это проект про нас с вами, про то, что нужно помогать, нужно добиваться, нужно жить и замечать жизнь других.
Выставка из частной коллекции Сергея Гнилицкого. Произведения были объединены самим коллекционером, имели внутреннюю связь, сгруппированы по принципу неочевидного соотношения.
Первая после весеннего карантина COVID-19 выставка, показывающая связь между торговлей зерном и хлебом со стилем модерн. Выставка о «пути зерна», о том, как дореволюционная Самара жила хлебом.
Совместная выставка филиала Третьяковской галереи в Самаре и Музея Модерна. Представлена скульптурами Анны Голубкиной из собраний Третьяковской галереи и Самарского художественная музея.
Исследование повседневной жизни человека к. XIX – н. XX вв. Что было частью его современности? Какие новшества появлялись в товарах? Насколько модерн визуально повлиял на газетных объявлений?
Первая часть проекта «Модерн в городе» посвящена частично истории кинематографа и развитию ранней кинокультуры в городе и охватывает период с конца XIX века до 1916 года
Стиль модерн появился в Европе в последнее десятилетие ХIХ в. и волнует человечество уже более ста лет. В ХХI в. модерном называют не только стиль, но и целую эпоху, которая, может быть, уже закончилась.
Выставка из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова известного «отца российского футуризма» Давида Давидовича Бурлюка
К 150-летию архитектора особняка Курлиной Александра Зеленко. Из семейных архивов Я.К. Воронцовой (Москва) и Хасиных (Москва); материалов Самарской областной универсальной научной библиотеки.
Подробнее
Антропология коллекционирования
5 марта 2020 - 30 августа 2020
Почему человек решает заняться коллекционированием? Что движет современным человеком, когда идея и существование в киберпространстве заменяет осязаемую вещественность, собирать произведения искусства, каждый день видеть их у себя дома? Что дает человеку произведение искусства в пространстве обитания?
В XXI веке каждый может стать коллекционером, пусть даже магнитов на холодильнике. На выставке вы увидите произведения искусства разных стран и эпох глазами коллекционера, проникнитесь идеей собирательства, и ответите для себя на вопрос – почему нам самим так важно составлять свои собственные коллекции?
На втором этаже особняка были представлены работы всемирно известных художников: послевоенная европейская живопись и графика, декоративно-прикладное искусство стиля модерн и Ар-Деко, европейским фарфором 1920-х в стиле ар-деко и советским фарфоровым соцреализмом. Произведения были объединены самим коллекционером, они имеют внутреннюю связь, сгруппированы по принципу неочевидного соотношения, что позволяет раскрыть предметы с новых сторон. Каждое произведение важно — оно имеет свою собственную историю и открывает удивительные взаимосвязи.
Хлеб
26 июля - 29 сентября 2020
На рубеже ХIХ-ХХ веков Самарскую губернию называли «житницей России». В Российской империи она занимала первое место по количеству собираемой пшеницы. Территория старой Самары до сих пор хранит в себе следы гигантской хлебной инфраструктуры, которая возникла благодаря движению зерна. Именно развитие хлебной торговли превратило Самару в богатый «купеческий» город с заводами, банками, паровыми мельницами, гостиницами, кинотеатрами, элеватором, похожей на античный храм биржей и построенными в модном европейском стиле модерн особняками.
В одном из таких особняков, когда-то принадлежавшему хлеботорговцу, в 2012 году открылся Музей Модерна, который хранит память об ушедшей эпохе и радует современников красотой прошлого. Бывшие паровые мельницы и разрушенный элеватор напоминают нам, что у этой красоты была экономическая основа. Торговля пшеницей, которая добывалась из земли тяжелым крестьянским трудом, приносила самарским купцам огромные состояния.
Это выставка о «пути зерна», о том, как дореволюционная Самара жила хлебом.
Стихии Анны Голубкиной
25 сентября 2020 - 7 февраля 2021
Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре представил на площадке Музея Модерна выставку Анны Голубкиной, одного из крупнейших мастеров русской скульптуры первой четверти XX века.
Ученица великого Огюста Родена, ценившего её талант, первая женщина-скульптор в России, получившая европейское образование, а затем и признание, Анна Голубкина принадлежала к плеяде русских мастеров эпохи Серебряного века, которые изменили художественный язык скульптуры.
В экспозиции произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея. «Стихии Анны Голубкиной» — большое событие: первой выставкой самарского филиала Государственной Третьяковской галереи станет выставка первой русской женщины-скульптора. Выставка демонстрирует все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всём их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции.
Реклама модерна
8 октября - 19 ноября 2020
Выставка «Реклама модерна» – исследование повседневной жизни человека конца XIX – начала XX века. Что интересовало людей и было частью их современности? Какие новшества появлялись в товарах? Насколько стиль модерн визуально повлиял на шрифт и оформление газетных объявлений?
С появлением культуры массовой тиражируемости в конце XIX века реклама становится заметной частью городской среды и даже новым литературным жанром. К этому времени рекламное дело расцветало и в Самаре, постепенно обретая свою вездесущность.
Книжная графика, афиши, рекламный плакат, бытовые предметы – модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного обыденную жизнь человека. За счёт синтеза искусств, новых приемов и форм, использования современных технических новшеств он должен был поместить человека в «цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду».
Рекламное объявление, плакат, газета – исторический вид искусства. Их отголоски позволяют осмыслить настроения и дух исчезающей эпохи.
Старинная японская фотография
26 ноября - 24 января 2020
Выставка «Старинная японская фотография» в Музее Модерна представляла разностороннее исследование японской культуры конца XIX - начала XX вв.
Основа выставки - коллекция японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868-1912) из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва. Более чем за 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868-1912). Начало этой коллекции было положено в 1998, а последнее поступление было осуществлено благодаря японскому партнеру музея. Экспозиция помимо масштабного собрания раскрашенной фотографии включала в себя японское оружие, предметы декоративно - прикладного искусства Японии рубежа эпох из собрания историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина и Самарского художественного музея, современные кимоно из частной коллекции.
На выставке «Старинная японская фотография» соседствовали снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в безвоздушном пространстве фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображали переодетые актеры. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм (среди прочего, изображения растений — лотоса, ириса, глицинии, бамбука, сосны, сакуры, клена), а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.
Модерн в городе: синематограф
18 февраля 2021 - 3 апреля 2022
Кино стало фактом человеческой культуры в 1890-е годы. В это же десятилетие в Европе оформился художественный стиль модерн. Кинематограф и модерн в буквальном смысле ровесники и имеют одну основу – научно-технический прогресс.
На рубеже XIX–XX веков синематограф становится неотъемлемой частью повседневной жизни горожанина. Зрители конца XIX века шли на сеансы, чтобы увидеть жизнь новым чудесным способом.
Первая часть проекта «Модерн в городе» посвящена частично истории кинематографа и развитию ранней кинокультуры в городе и охватывает период с 1895 года (время зарождения кино как массового увлечения) до 1916 года (предпоследнего года дореволюционной России).
Какие механизмы привели фотографию в движение? Какими были первые кинотеатры? Что показывали и на что смотрели? Зачем люди ходили в кино?
Выставка – исследование пути кинокадра от фотоателье и изобретения киноаппаратов, до распространения электротеатров и показа первых немых фильмов.
На примере Самары раскрываются повседневные сюжеты возникновения кинотеатров и интереса горожан к безмолвным образам движения.
«Искусство завтрашнего дня» – так называли современники новую веху становления кинематографа. Механизмы, экран, тени, движение и наблюдение за жизнью на плоскости – порядок, задавший темп приближения нового будущего для человека эпохи модерна.
Любовники природы
18 марта 2021 - 10 апреля 2021
Стиль модерн появился в Европе в последнее десятилетие ХIХ века и волнует человечество уже более ста лет. В ХХI веке модерном называют не только стиль, но и целую эпоху, которая, может быть, уже закончилась. Так или иначе, стиль модерн мы связываем с использованием образов природного мира. Модерн - это художественный синтез природы и красоты.
Художники, которых мы пригласили принять участие в нашей новой выставке, ответят на эти вопросы своими произведениями.
Название мы взяли из философских фрагментов немецкого романтика Новалиса, предшественника символизма: «Настоящий любовник природы отличается умением разнообразить, упрощать, комбинировать, анализировать, романтизировать и популяризировать эксперименты, придумывать новые — подбирать и чередовать их, следуя естественному вкусу и чутью, остро и четко наблюдать, создавать искусные описания, обобщенные и одновременно подробные».
Участники выставки: Анастасия Альбокринова, Михаил Горелов, НУМЫЖЫ, участники клуба "MODERN.ISME", Дмитрий Тяпков, Алена Медведева, аут-группа "Муха", Катя Раёк, Кирилл Гатаван, Дарья Волкова, Ирина Севостьянова, Никита Никитин, Родион Горьковатый, Кирилл Гуров, Николай Кислухин, Олег Захаркин, Саша Во, Веселый Флор, Илья Михеев, Кирилл Ермолин-Луговской, SPDPLF, Анна Леденева
Живопись Давида Бурлюка
15 апреля 2021 - 20 июня 2021
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова обладает самой крупной в России коллекцией живописи «отца российского футуризма» Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967). В её составе - 38 произведений 1915–1918 гг. 13 произведений Бурлюка являются собственностью Национального музея Республики Башкортостан, что свидетельствует о том, что «уфимская» коллекция насчитывает 51 произведение.
На выставке будут также представлены написанные в Башкирии произведения матери Д. Бурлюка Л. И. Михневич - пейзажи «Водопад» (1917), «Пороги» и «Железнодорожное полотно» (оба — 1915–1918) – все из собрания Нестеровского музея.
Давид Бурлюк (1882-1967) - живописец, график, поэт, писатель, художественный критик и исследователь искусства. Инициатор создания группы «Гилея» (1910–1914?) — первого литературно-художественного объединения футуристов («гилейцев», «будетлян»). Член общества «Союз молодёжи» (1909–1913, 1917) и мюнхенского объединения «Синий всадник» (1911–1914, 1924). Один из организаторов новаторских объединений «Венок-Стефанос» (1907–1910) и «Бубновый валет» (1911–1917). Участник нашумевших футуристических диспутов в Москве и Петербурге и всех наиболее крупных выставок современного искусства 1910-х – 1920-х годов в России и Германии.
В Башкирии Бурлюк создал значительное количество живописных произведений (более 200 холстов), в большинстве из которых реализовал начатые ещё в 1907 году совместно с братом Владимиром эксперименты с живописной фактурой. Его главная творческая задача в эти годы — перерабатывая опыт Сезанна (1839–1906), перейти к кубизму и футуризму и на этой синтетической основе добиться создания устойчивого, пластически убедительного и эмоционально выразительного образа.
Выделяется значительная группа произведений отчётливо реалистической направленности: это пейзажи, портреты, натюрморты. В основе их смысловой, содержательной структуры лежит искреннее восхищение художника реальной красотой окружающей природы и предметного мира, любование родными людьми, в первую очередь, женой и детьми.
Модерн в городе: спорт
27 мая 2021 - 3 апреля 2022
Выставка посвящена теме спорта как сфере развлечения горожанина начала XX века.
Спорт в современном понимании – относительно новый «телесно-культурный феномен», имеющий более чем 140-летнюю историю. Развитие спорта как массового явления, постепенно затрагивающего разные группы людей, приходится на рубеж XIX–XX вв.
Эпоха модерна - водораздел между спортом как одним из многочисленных способов времяпрепровождения аристократии к спорту как неотъемлемой части культуры. Сегодня многие сферы нашей жизни немыслимы вне процесса «спортизации» - например, мода, массовая культура, образование.
В конце XIX века, помимо профессионального, развитие получает и любительский спорт. В это время создаются различные спортивные клубы, рассчитанные на посетителей разных сословий. Возрождение Олимпийских игр в 1896 г. дало толчок к развитию международной системы спортивных состязаний.
Появляются первые бодибилдеры, воспевающие красоту тела; интерес к боксу, теннису, активному отдыху, гонкам достигает небывалых размахов.
На это же время приходится начало пропаганды спорта как части здорового образа жизни. Гимнастика в институтах и гимназиях становится обязательным элементом в воспитании молодых людей обоих полов.
В Самаре конца XIX века спорт становится частью жизни, появляется общество велосипедистов, которое проводит свои забеги, ипподромы удовлетворяют интерес горожан к скачкам, а самые активные отправляются по туристическому маршруту, который впоследствии назовут «Жигулевская кругосветка».
Самарский яхт-клуб, открывшись в 1908 году, взял большинство видов спорта в городе «под свое крыло». Все больше людей занимались греблей, велоспортом, лыжами и коньками, в теплое время года жители Самары вставали на роликовые коньки и занимались гимнастикой. Занятия спортом распространялись в стенах учебных заведений и на улице, формируя новую культуру тела, понятную человеку XXI века.
Сон
22 июля - 9 октября 2021
Сон – это необходимая часть нашей бытовой жизни. Сновидения – это таинственный непознаваемый психический процесс, который на время порождает альтернативную реальность. Во сне сила внешнего мира ослабевает и создает странные видения, которые становились источником вдохновения для художников и поэтов, предметом интереса ученых. Новая выставка Музея Модерна посвящена представлению о сне на рубеже XIX- XX вв. Каждая эпоха создает собственные режимы и ритуалы сна. Эпоха модерна со свойственной ей двойственностью, с одной стороны, - пытается рационально расколдовать сон и объяснить его работой души и тела, с другой – иррационально превратить скучную жизнь в фантастическую грезу.
До начала XX века дошла идея жизни души в трех состояниях – во время бодрствования, в спокойном сне и внутри мира сновидений. Сон вызывал массу вопросов - можно ли прожить без него? Как себя защитить во время сна? Что значат образы, которые нам являются, когда мы засыпаем? Почему люди впадают в лунатизм или бессонницу? На выставке тема сна раскрывается с разных точек зрения: сон и его обстановка, техники сна, влияние на сон внешних или внутренних раздражителей, исследование сна как физического процесса, интерпретация сновидений и др.
В эпоху модерна состояние сна связывается с интересом к мистическим символам, мифологии, спиритизму, пограничным состояниям сознания.
Выставка – путь от спальни и аптеки с лекарствами через бессонницу в сам сон и дальше – в его интерпретацию с помощью сонника и сказочных историй.
Проект «Сон» - взаимодействие экспонатов из коллекций Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Самарского областного художественного музея, Самарской универсальной научной библиотеки, Самарской Публичной Библиотеки и современного искусства.
Искусство: скука, деньги и досуг
21 августа 2021 - 3 апреля 2022
Выставка «Искусство: скука, деньги и досуг» – продолжение проекта «Модерн в городе», который охватывает основные сферы досуга горожанина рубежа XIX – XX веков. В их числе две большие темы – синематограф и спорт, получившие активное распространение в городе в эпоху модерна.
В этот раз мы обратимся к искусству как форме досуга для художника и зрителя. В конце XIX века происходит трансформация понимания «досужего» и рабочего времени. Сфера отдыха постепенно дистанцируется от трудовой деятельности. В свободное время горожанин ходит на выставки, пишет этюды, читает критические статьи и отзывы в газетах. Купеческая элита диктует новый текст поведения для современников уникальной эпохи – часть ресурсов уходила на благотворительность, коллекционирование и развитие искусства в Самаре.
В 1890-х гг. здесь создается первый любительский кружок художников под инициативой К.П. Головкина и Н.П. Осипова, ученика Айвазовского, открываются первые выставки, появляются аукционы. На выставках среди экспонатов представляется свыше 200 произведений живописи, графики и скульптуры.
Преодолевая городской сплин и скуку начала XX века, искусство стремительным шагом врывается в повседневность людей и заставляет вновь и вновь любоваться волжскими пейзажами и портретами, вырабатывает новые подходы к оформлению фотографии и открыток, создает пространство для критики и выражения свободы в виде шутливых шаржей.
Однако мы не можем считать это великим искусством – серые тона, тоска и неумелые мазки. Именно «любитель» занимает нишу самарского искусства. Он любит Волгу и изображает ее на картинах, он обращается к природе, запечатлевая лишь фон. Зачем?
Выставка задает вопросы и выдвигает гипотезы становления выставочной культуры в Самаре конца XIX – начала XX века. Откуда взялась привычка ходить в музеи, смотреть на искусство и заниматься им? Ответ мы найдем на выставке, среди этюдов, газет, красок и воспоминаний современников эпохи.
Новатор
14 октября 2021 - 13 февраля 2022
На излете XIX века Александр Зеленко оказался в Самаре, где занял должность городского архитектора. По его проектам возведены прекрасные здания, которые и сегодня являются украшением Самары: это особняк купцов Курлиных (ныне наш музей), собственный дом архитектора на ул. Самарской (Дом союза журналистов), банк (туберкулезный диспансер на углу улиц Куйбышева и Пионерская), земская управа (колледж, ул. Фрунзе 116), Торговый дом «А.Н. Пермяковой сыновья» (ул. Молодогвардейская 70), коммерческое училище (строительный институт). Зеленко – самый именитый из самарских городских архитекторов. Неслучайно первая статья, посвященная Зеленко, была опубликована Н.В. Мельниковой в 1991 г. именно в Самаре.
Личность архитектора вызывает интерес у всех, кто знакомится с его жизнью и деятельностью. В 2021 году стало известно о личном архиве Александра Устиновича, хранящемся в московских семьях Воронцовых и Хасиных.
Зеленко известен как мастер московского модерна и как педагог-новатор, создавший детский клуб – первое в стране внешкольное учреждение для детей. Им был введен новый тип культурно-просветительных зданий. Всего за время творческой деятельности по проектам зодчего возведено 37 зданий в Москве и Подмосковье, Самаре и Крыму, а также в Грузии и США, где он провел около 7 лет. Зеленко - автор 12 книг и многочисленных статей, посвящённых как вопросам градостроительства, так и культурно-просветительной работе и педагогике.
А.У. Зеленко - человек комплексного видения и демократических взглядов, ориентированных на общество, его развитие и благополучие, который вдохновляет на стремление к прекрасному будущему.
На выставке впервые будут представлены акварели и графика Зеленко, эскиз театральных декораций для кукольного театра (супруги Зеленко занимались петрушечным театром); многочисленные фотографии – личные, семейные, из кругосветных путешествий (Япония, США, а также поездки по СССР – Алтай, Узбекистан, Крым); фотографии архитектурных макетов и реализованных проектов (в Самаре, Москве, Калифорнии). Мы увидим путевые заметки и открытки, письма Зеленко. Рукопись «Черная Америка» и материалы диссертации, посвященной больничному строительству. И, конечно, книги Зеленко: среди них «Детские музеи» и «Дети – работники будущего» (первая книга Московского общества «Сеттльмент»).
Экспонаты для выставки представлены семейными архивами Я.К. Воронцовой (Москва) и Хасиных (Москва); материалами Самарской областной универсальной научной библиотеки.
Выставка о том, как мировой научно-технический прогресс повлиял на Россию, о деятельности чёрных кабинетов, почтовом восстании и о том, как жилось людям в мире новой скорости.
Творчество двух провозвестниц стиля модерн Марии Якунчиковой и Елены Поленовой. Совместно с «Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником Василия Дмитриевича Поленова».
Проект о музее, который иногда не то, чем кажется, о том, что происходит с культурными артефактами в его стенах, и о работе фондов как самой важной и скрытой части музея, рассказанной профессионалами.
Экспериментальный проект о содержательных мотивах искусства стиля модерн. Выставка обращается к темам и мотивам, характерным для символистского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков: смерть, душа, райский сад.
Литографии из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина (г. Москва). Более 80 афиш и плакатов Франции, Бельгии и Голландии авторства Альфонса Мухи, Эжена Грассе, Анри Тулуз-Лотрека, Жизбера Комба, Огюста Доннэ и других.
Выставка организована в рамках региональной программы Галереи Люмьер и представляет фотографии из коллекции Still Art Foundation. Выставка в Музее Модерна о творчестве Александра Родченко через 4 основополагающие темы: Метод, Город, Люди и Репортаж.
Выставка в Музее Модерна, посвященная 165-летию известного самарского архитектора Александру Александровичу Щербачеву (1858-1912). На выставке впервые представлены уникальные фотографии и личные вещи А. А. Щербачева из семейного архива.
Более 20 предметов одежды рубежа ХIХ-ХХ веков из коллекции самарского коллекционера Андрея Болдырева – платья, сюртук, рубаха, пальто, мундир, китель и др. Каждый из этих предметов когда-то был связан с судьбой конкретного человека.
Специальный проект Музея Модерна «Своды» посвящён исследованию бытования пространства подвала особняка Курлиных. Рассказ об истории этого места через сохранившиеся материальные детали, документы и воспоминания людей.
Современную городскую жизнь невозможно представить без юмора. Смех позволяет легче переносить автоматизм повседневности. Выставка самарских сатирических журналов 1906-1918 годов
Почему люди в конце XIX века верили в сверхъестественное? Почему считали, что по сну можно предсказать будущее? С чем связано повальное увлечение спиритическими сеансами среди горожан?
Выставка знакового художественного объединения конца XIX — начала XX века из коллекции старейшего московского искусствоведа и коллекционера В. А. Дудакова.
В эпоху модерна система обмена информацией изменилась с технологической точки зрения. Активно развилось использование таких технических устройств, как телеграф и телефон. Сам принцип работы этих устройств дал толчок к развитию новых форм общения между людьми, которые, претерпев некоторую трансформацию, стали повседневной обыденностью.
Возрастающая скорость передачи сообщений, провода, которые теперь окутывают весь земной шар, стали новой реальностью.
Влияние, которое оказывали открывшиеся возможности новых средств связи, не могло остаться незамеченным российской государственной властью. Держать под контролем систему коммуникаций в стране было одной из важнейших задач правительства.
Выставка о том, как мировой научно - технический прогресс повлиял на Россию, о деятельности чёрных кабинетов, почтовом восстании и о том, как жилось людям в мире новой скорости.
Особую благодарность за предоставленные экспонаты выражаем коллекционерам предметов почтово-телеграфной службы рубежа XIX-XX вв. Грищенко В.В., Тучину О.А., музею "Ретро-почта" в Самаре и лично Левченко М.В., музею самарского отделения компании "Ростелеком".
Ах, если бы вы были здесь
19 апреля - 1 июля 2022
Афиша
Выставка двух художниц – Е. Д. Поленовой и М. В. Якунчиковой.
Их творчество открыло русскому искусству путь к стилю модерн, к его национальному направлению.
Елена Поленова, имея знаменитого брата (художника Василия Поленова), сама занималась творчеством. Поленова - график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве. Народное искусство настолько вдохновляло Поленову, что она стала инициатором создания гончарной и столярно–резчицкой мастерских в Абрамцево и в дальнейшем оставалась в них неизменным художником-руководителем.
Мария Якунчикова - одна из самых талантливых и драматичных фигур в искусстве Серебряного века, была одной из первых профессиональных женщин – художниц в России. Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет.
История дружбы двух художниц отражает тот тип уникального союза, который можно назвать «глубочайшим «художественным взаимопроникновением» с большим взаимоуважением к творческой уникальности». Разница в возрасте в двадцать лет не могла помешать теплым отношениям, которые Поленова и Якунчикова пронесли через всю жизнь. Наоборот, для обеих эта дружба была благотворной.
Их дружеская связь – лично и по переписке - наполняла искусство обеих художниц, и формировала единые источники вдохновения.
Тематико-сюжетное разделение по залам особняка Курлиной выстроено в соответствии с пониманием идей и настроений, занимавших обеих художниц в разные периоды жизни: от более ранних работ с изображением природы под влиянием русского импрессионизма, через передачу интимных переживаний и интересом к европейскому символизму, до глубинного погружения в русскую народную культуру, фольклор и философию орнамента.
Представленные на выставке работы переданы из коллекции «Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова».
По ту сторону музея
14 июля - 4 сентября 2022
Афиша
Чаще всего посетитель видит только публичную сторону музейной институции. Человек встречается со смотрителями, с выставкой, с экскурсоводом в полной уверенности, что это и есть весь музей. Но это только вершина айсберга. Музей - сложный организм, подавляющая часть работы которого не видна посетителю. Она полна тайн и открытий, заблуждений и поиска новых научных подходов.
Вы находитесь на выставке, приподнимающей перед зрителями завесу тайны над той частью работы музеев, которая обычно скрыта от посторонних глаз. Этот проект – результат сотворчества двух самарских музеев. Кураторами выставки стали сотрудники Самарского литературного музея, превратившие в рамках «Ночи музеев 2022» свой усадебный подвал в лабораторию по изучению «загадочных артефактов прошлого»: дисковых телефонов, антенн и виниловых пластинок. Методика их исследований настолько впечатлила коллег из Музея Модерна, что они пригласили команду Литературного музея поработать и с их коллекциями.
Выставка, ставшая результатом этой работы, состоит из двух частей. Первая – тщательная документация исследовательской работы с конкретными предметами из фондов музея: начиная от сбора первичных данных и архивных изысканий, заканчивая экспериментами и реконструкциями. Выбранная исследователями методология, несомненно, поразит даже именитых ученых.
Вторая часть выставки посвящена пути, который проходит музейный предмет: Как он попадает в музейные фонды? Какие манипуляции совершают с ним музейные сотрудники? И как он, в конце концов, становится экспонатом?
Это проект о музее, который иногда не то, чем кажется, о том, что происходит с культурными артефактами в его стенах, и о работе фондов как самой важной и скрытой части музея, рассказанной профессионалами.
Темный модерн
22 сентября 2022 - 26 февраля 2023
Модерн – утерянная эпоха. Мы знаем ее как время Прекрасного, возвышенного, время красоты и вечной женственности. Знание, которое утеряно и оставило лишь следы былого присутствия, воспринимается как нечто мистическое и недоступное, не постижимое разумом. Воспроизвести то, что было тогда, невозможно.
Сегодня модерн представляется, скорее, в категориях «красивое» и «декоративное», что вполне закономерно: стиль быстро стал носить утилитарный и прикладной характер в виде орнаментальных росписей, рекламных плакатов и брошюр. Основная внешняя ветвь эволюции модерна видится в дизайне. Однако форма не всегда главенствует над содержанием. Находя параллели между стилем ар-нуво и символизмом, мы можем согласиться с мнениями некоторых исследователей: ар-нуво воплощал содержательные наработки символизма. Что, если взглянуть чуть глубже радости обложки? Что значит модерн?
Выставка предлагает прикоснуться к «темной» стороне модерна, оголить содержание этого искусства, избегая прямого воспроизведения смыслов и четкой интерпретации символики.
Понятие «темный» активно используется новейшими философскими учениями. Темные теории за основу мысли берут объекты, которые наиболее удалены от «привычного света человеческого», разума: микробы, животные, космос. Образ «Другого» – центральная философская и социокультурная категория – интересует нас: мы либо относимся к нему как к Другому «Я» с враждебностью и страхом, либо присваиваем его и в попытках познать наделяем собственными качествами, с большей вероятностью ему не характерными. В связи с этим мы не можем понять эти объекты до конца, не можем помыслить их, отойдя от человеческой оптики.
Темный модерн – сторона стиля, не постигаемая сознанием. Художники той эпохи обращались к «немыслимым» для нас темам: смерть, душа, райский сад, что в символизме наделялось пограничными характеристиками. Темный модерн – это мерцание символов и смыслов, между лунным и солнечным светом, остановкой и движением, безумием и озарением.
Поиски художников модерна – отчаянное стремление к остановке на фоне ускоряющегося мира: мира мысли, технологий, экономики и связи. На выставке мы предлагаем упражнения в остановке. Это пространство – сад спокойствия и размышления.
Выставка состояла из копий работ художников русского и европейского модерна, книг и произведений современных авторов: Олега Елагина (Самара), Марии Архиповой (Москва), самарского объединения НУМЫЖЫ (Кирилл Гуров, Никита Христосов, Кирилл Флегинский).
Реклама ар-нуво
3 ноября 2022 - 29 января 2023
Афиша
В юбилейный для Музея Модерна год — масштабная выставка литографий рубежа XIX-XX веков из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, г. Москва. Коллекция в Самаре показана впервые.
Расцвет иллюстрированной афиши в искусстве XIX века совпал с рождением стиля ар-нуво. Обогатив искусствоведческую терминологию различными национальными вариантами наименования — модерн, либерти, сецессион, югендштиль — он стал ведущим стилем эпохи. И благодаря публичности рекламы новый стиль молниеносно завоевал популярность во всем мире. Влиятельный французский критик Октав Узанн писал в 1895 году: «Мне представляется, что афиши должны служить эстетическими знаменами в руках представителей нового движения, которые борются за обновление нашего вкуса и нашего сознания. На старых стенах наших городов — место молодым апостолам ар-нуво!».
Художники ар-нуво старались преобразить повседневную действительность при помощи изящных линий, женских образов и природных орнаментов. Наиболее характерного проявления это стремление достигло в оформлении плакатов и афиш, с которыми человек того времени встречался ежедневно. Роль и сфера влияния рекламных плакатов неуклонно возрастала, их созданием стали заниматься виднейшие художники своего времени, к концу XIX века печатная графика заняла достойное место в ряду различных видов искусств.
На выставке представлено более 80 афиш и плакатов Франции, Бельгии и Голландии. Посетители погрузятся в прекрасный мир ведущих мастеров ар-нуво – Альфонса Мухи, Эжена Грассе, Анри Тулуз-Лотрека, Жизбера Комба, Огюста Доннэ и других.
Куратор: Ирина Никифорова (г. Москва)
Александр Родченко
16 февраля - 16 апреля 2023
Выставка организована в рамках региональной программы Галереи Люмьер и представляет фотографии из коллекции Still Art Foundation.
В экспозицию войдут 58 работ, начиная с первых фотографических экспериментов 1920-х до 1930-х гг. На выставке будут представлены фотографии семьи, портреты друзей и современников – художников, поэтов, писателей, сотрудников журнала «ЛЕФ» и тд. Гости выставки увидят архитектурные съемки и документацию эпохи с помощью фоторепортажей Родченко. Будут показаны легендарные портреты Владимира Маяковского, Лилии и Осипа Брик, известный портрет матери Родченко и множество других экспериментальных фоторабот.
Александр Родченко – один из основоположников конструктивизма, родоначальник рекламы и дизайна в СССР. Его творческий метод заключается в перенесении идей авангарда в фотографию, поэтому Родченко невозможно назвать только фотографом – он художник, который воспринимает мир и жизнь вокруг через объектив фотокамеры.
На выставке в Музее Модерна рассматривалось творчество Александра Родченко через 4 основополагающие темы: Метод, Город, Люди и Репортаж.
Цель регионального проекта Галереи Люмьер и Фонда Still Art — популяризировать фотографию в городах и регионах России. Проект познакомит широкую аудиторию с работами классиков советской фотографии Александра Родченко, Владимира Лагранжа и Наума Грановского. С 2021 года Галерея и Фонд представляют фотовыставки в Санкт-Петербурге, в Сибири, на Урале и в Приволжье.
Куратор: Анастасия Сафронова
Строитель Самары
27 апреля - 23 июля 2023
Выставка в Музее Модерна, посвященная 165-летию известного самарского архитектора Александру Александровичу Щербачеву (1858-1912).
Самара без зданий Щербачева – не Самара. В 1886 году он приехал в Самару из Москвы по приглашению Петра Алабина и навсегда изменил облик нашего города. Никто из других самарских зодчих не может сравниться с ним по количеству спроектированных зданий. В архитектурном смысле Самара рубежа ХIX-XX веков - это город таланта Александра Щербачева, его фантастического трудолюбия и умения работать в разных стилях (неорусский стиль, модерн, неоренессанс, эклектика).
Самара в конце XIX века активно застраивалась и гений А. Щербачева здесь был нужен. Он сочетал в своем лице несколько ролей – городского архитектора, строителя, владельца собственной архитектурной мастерской, мастера архитектуры, успешно работавшего в разных стилях.
С 1880 по 1912 г. А.А. Щербачеву удалось создать более 100 произведений, среди которых особняк А. Наумова, часовня Святителя Алексия, здание Самарской Биржи и Государственного банка, дом Д. Е. Челышева, дом И. А. Клодта и многие другие.
***
На выставке впервые представлены уникальные фотографии и личные вещи А. А. Щербачева из семейного архива, предметы из фондов музея им. П.В. Алабина и элементы внутреннего убранства особняка Клодта (Детская картинная галерея), архивные документы, фотографии его зданий и вдохновленные его творчеством детские макеты.
Сцены городской жизни
17 августа - 22 октября 2023
Рост населения городов стал важным фактором развития российского общества конца ХIХ века. Именно в это время, например, Самара становится значимым купеческим городом. Появление стиля модерн тоже является косвенным показателем этого развития. В городах возникает сложная инфраструктура, транспорт, силовые ведомства, почтовые службы, образовательные учреждения, церкви, рынки. Российское общество, которое строилось на сословных принципах, в городских условиях начинает усложняться. Развитие экономики позволяет представителям разных сословий повышать свой статус, который всегда предполагает представление себя в общественной жизни.
Главным показателем этого социального образа выступает одежда. Прошлые эпохи мы помним не только по сохранившимся старым зданиям, но и по тому, как и зачем одевались люди.
Выйдя на улицу любого города в эпоху модерна, мы бы довольно быстро смогли определить, чем занимаются окружающие нас люди. Одежда в эпоху рубежа ХIХ-ХХ веков сохраняла сословную строгость и сразу сообщала о человеке всю самую необходимую социальную информацию.
На выставке «Сцены городской жизни» было представлено более 20 предметов одежды рубежа ХIХ-ХХ веков из коллекции самарского коллекционера Андрея Болдырева – платья, сюртук, рубаха, пальто, мундир, китель и др. Каждый из этих предметов когда-то использовался по своему прямому назначению и был связан с судьбой конкретного человека.
На выставке предметы одежды предстали как персонажи воображаемых ситуаций и историй, которые могли случиться с жителями города эпохи модерна.
Своды
18 августа - 22 октября 2023
Проект
На всём протяжении истории существования особняка Курлиных подвал попеременно выполнял функции технического и хозяйственного помещения (как его определённо задумывал архитектор особняка, А. У. Зеленко), склада, кухни и мемориального объекта. Мы открываем его для демонстрации всех сохранившихся на данный момент материальных остатков и свидетельств, касающихся истории этого помещения, которое, как и остальные части дома, было спроектировано с вниманием к деталям, их целесообразности и функциональности.
Под сводами подвала работала технически совершенная для своего времени система отопления; здесь же готовилась еда, подаваемая в столовую гостям Курлиных через помещение буфетной на первом этаже. Здесь, во время революционных событий в России 1917-1918 года, предположительно располагался отдел контрразведки восставшего Чехословацкого корпуса, после – Губернская ЧК (чрезвычайная комиссия). Впоследствии помещения подвала использовались как мемориальный объект Музея Революции («расстрельная стена» в одном из залов) и как помещения для детского сада №46 – в частности, здесь располагалась его кухня.
История этого места объединяет в себе историю технологий, использовавшихся в архитектуре конца XIX-начала XX вв., историю социальных и политических потрясений и истории, рассказанные свидетелями происходивших под этими сводами событий.
Проект не ограничивается настоящим моментом и будет продолжаться через статьи и публикации по мере продвижения научно-исследовательской работы сотрудников музея по изучению истории этой части особняка.
Шутка
26 октября - 16 декабря 2023
Современную городскую жизнь невозможно представить без юмора. Смех позволяет легче переносить автоматизм повседневности. Мы уже привыкли к анекдотам, мемам, пародиям, комическим сценкам и монологам комиков. Выставка « - шутка. », посвящена самарских сатирическим журналам начала ХХ века и представляет посетителям примеры социального юмора эпохи модерна.
Сатирическая периодика составляла значительную часть печатной прессы начала ХХ века. В Самаре с 1906 по 1918 год выходило около десятка сатирических изданий: «Оса», «Хлыст», «Жало», «Стрелы», «Харакири», «Самарский горчишник» и другие. Сами названия этих журналов указывают на «остроту» тематики. Знакомые для горожан явления становились предметом критики и в то же время поводом для смеха.
Вызывают ли улыбку старинные карикатуры в наше время? Насколько изменился юмор за более чем сотню лет? Какие проблемы волновали публику в начале ХХ века?
На выставке было представлено более 100 примеров журнальной сатиры. Для более глубокого погружения в контекст эпохи некоторые шутки прошлого объяснял самарский стендап-комик Влад Ежков.
Мистицизм
16 ноября - настоящее время
Выставка посвящена увлечению мистицизмом на рубеже XIX и XX веков. Почему люди в конце XIX века верили в сверхъестественное? Почему считали, что по сну можно предсказать будущее? С чем связано повальное увлечение спиритическими сеансами среди горожан?
Конец века или Fin de siècle – тревожное время. С одной стороны – эпоха расцвета, относительного спокойствия. С другой – ощущение «конца времен» и кризиса всего. Депрессивное настроение сталкивалось с мечтами о новом мире.
Мистицизм как купол накрывает всю культуру эпохи модерна. Поиск новых смыслов и форм бытия – основополагающее мироощущение, задающее вектор развития всей европейской культуры конца XIX – начала XX века. Без этого невозможно понять литературу Серебряного века, искусство символистов и просто повседневную жизнь интеллектуалов и простых обывателей. Были и сторонники, и противники, но равнодушных не было. Человек, оказываясь один на один со своими страхами и предчувствиями, не имея устойчивой земли под ногами, искал опоры в том, что можно назвать мистицизмом.
Под мистицизмом в конце XIX века понимался большой пласт действий и верований, который включает в себя как веру в потусторонний мир, так и попытки связаться с этим миром духов. Глубинный интерес к сверхъестественному, необъяснимому захватил умы современников.
Выставочный проект в Музее Модерна попытается с научной исторической и культурологической точки зрения объяснить, почему существовала вера в сверхъестественное. Выставка не о предметном мире, а о мире идей, мире, лишенном земной оболочки. Она подразумевает неспешное чтение и погружение в тему.
«Голубая роза» — объединение русских художников-символистов. Название движению дала открывшаяся в 1907 году одноименная выставка, которая произвела фурор. Художники были последователями В. Борисова-Мусатова, учились у К. Коровина и В. Серова, вдохновлялись М. Врубелем. Каждый художник — неповторим, у каждого своя собственная манера, но объединяет их попытка изобразить ирреальное, существующее лишь в мечтах, и поиски живого искусства. Имена художников, среди них П. Кузнецов, П. Уткин, В. Милиоти, Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Арапов, сейчас являются хрестоматийными для истории русского искусства. Искусство этих мастеров театрально и таинственно, с одной стороны, и основано на личных переживаниях — с другой. Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что ее художники смогли выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. «Голубая роза» стала предтечей русского авангарда.
Коллекция В. А. Дудакова дает представление о «Голубой Розе» и о творчестве основных участников группы. Жемчужиной выставки станут карнавальные картины С. Судейкина, «Ковровщица» П. Кузнецова и один из многочисленных «Демонов» вдохновителя голуборозовцев М. Врубеля. Кроме живописных работ и эскизов были представлены произведения скульптуры и декоративно-прикладное искусство рубежа веков – 34 работы.
Валерий Александрович Дудаков – советский и российский коллекционер, искусствовед, академик. Эксперт аукционных домов Sothebiy`s, Christie`s, Phillips. Коллекция В. Дудакова насчитывает порядка 600 работ известнейших русских и советских художников. В 1983 году Дудаков вошел в пятерку ведущих коллекционеров страны. А собрание художников объединения «Голубая роза» не только стало чуть ли не самым лучшим среди частных коллекций, но и успешно соперничает с музейными подборками произведений голуборозовцев.
Почему люди в конце XIX века верили в сверхъестественное? Почему считали, что по сну можно предсказать будущее? С чем связано повальное увлечение спиритическими сеансами среди горожан?
Выставка знакового художественного объединения конца XIX — начала XX века из коллекции старейшего московского искусствоведа и коллекционера В. А. Дудакова.
Выставка о мыслях и чувствах людей эпохи модерна, оказавшихся в новых для себя условиях — советских реалиях
Подробнее
Бывшие
18 мая - 8 сентября 2024
«Бывшие люди» или «из бывших» — так стали называть купцов, дворян, представителей духовенства, бюрократии и военной элиты, потерявших свой социальный статус после революции 1917 года.
В 1920-1930-е годы их называли «социально чуждыми элементами» или «остатками старого буржуазного мира».
В Музее Модерна выставка появилась не случайно. Хозяйка дома, в котором теперь расположен музей, Александра Павловна Курлина (1876–1958), после революции тоже стала «бывшей», она уехала из Самары в Москву и прожила свою долгую жизнь в столичной коммунальной квартире.
На выставке мы смотрим на большую историю глазами разных людей, чей жизненный уклад не подразумевал коренного слома за короткий промежуток времени. Мы пытаемся понять их чувства, ощущение времени и событий вокруг.
Многовековые культурные стереотипы и формы поведения дворянства, купечества и представителей аристократии в результате революционных событий 1917 года столкнулись с реальной действительностью. Переход из мира господ в мир обычного человека, притесняемого со всех сторон, был быстрым и породил множество проблем как с интеграцией в новое общество, так и с потерей внутреннего ощущения спокойствия.
Через письма, дневниковые записи и личные предметы мы можем понять, как долго человек может в самом себе сохранить ту культуру, в которой он воспитывался. О чем они думали?О каких эпизодах своей жизни вспоминали? Как принимали решение уехать или остаться? Кто смог примирить свой внутренний мир с навсегда изменившимся обстоятельствами, а кто остался с чувством потери своего места до конца жизни?
Выставка состоит из четырех разделов: «Старый порядок», «Выбор», «Адаптация», «Память». Рекомендуем придерживаться именно такой последовательности.
Во всех залах вас будет сопровождать история Ольги Дмитриевны Лариной (1917, Самара - 2001, Москва). Будучи уроженкой Самары (родилась 28 июня 1917, крещена в Троицкой церкви), она принадлежала к семье самарских купцов-мукомолов Лариных и Карповых, имела родство с Шихобаловыми и Сурошниковыми, мещанами Фадеевыми и Чистиковыми, нижегородцами Полянскими и Гребенщиковыми. Не без горькой иронии сама Ольга Дмитриевна называла себя «ровесницей революции», «ребенком НЭПа», одной «из бывших».
Благодаря подробным воспоминаниям и сохранившимся личным предметам мы можем пройти всю ее жизнь от рождения в семье потомков известного купца Михея Шихобалова до смерти в московской коммуналке.
На выставке представлены отрывки из интервью эмигрантов первой волны, где они вспоминают о драматических событиях 1910-х годов.
Материя
11 апреля - 13 октября 2024
Мы живем в материальном мире. Нас окружают вещи, которые состоят из атомов, обладают массой и протяженностью. Мы тратим свою энергию для того, чтобы приобретать материальные объекты, которые можно увидеть, потрогать, использовать. Музей существует для того, чтобы показывать людям материальные объекты. Иногда мы говорим, что мысль тоже может быть материальной. Материальное – это то, что относится к материи. И если особых трудностей с определением материального не возникает, особенно, если речь идет о материальной ответственности, то на вопрос «Что такое материя?» мы не всегда готовы дать ответ. Философы пытаются дать материи определение, ученые - исследовать ее свойства, художники найти для нее подходящий образ.
Первый зал посвящен сложному и трудно определимому философскому понятию «материя». Слово materia пришло к нам из латинского языка, куда оно проникло как калька с греческого слова üλη, которое во времена Аристотеля, главного теоретика материи, означало «строительный лес». На фанерных досках в первом зале вы увидите цитаты философов и ученых, которые пытались разобраться с этим абстрактным понятием. Некоторые философы относились к нему настолько серьезно, что называли себя материалистами. Один из таких философов даже жил в нашем городе и смог изменить ход мировой истории. В этом зале вы будете читать фразы из книг и смотреть на предметы, которую ученые используют, чтобы измерить свойства материи.
Два других зала представляют образы, которые создают художники, увлеченные материей как идеей. Философ Гастон Башляр утверждал, что «медитация о материи воспитывает открытое воображение». Воображение – это главный инструмент художника. В зале «Природа материи» вы встретитесь с живописью и объектами самарской художницы Яны Арбузовой, которые она сделала, вдохновившись понятием материи. В маленькой котельной свои рассуждения (медитации) о материи в форме инсталляции расположил самарский художник Родион Горьковатый.
Пластик на нашей выставке – это современный аналог аристотелевской древесине. Весь пластик (бутылка – форма, пластик – материя) после выставки отправлен в пункт приема экопроекта «Вторсырье на благотворительность».