ПОЛЬСКИЙ
СЛЕД
в дополнительной атрибуции экспонатов
постоянной экспозиции Музея Модерна
НИНА РЫЧКОВА
В статье представлены результаты проводимых дополнительных атрибуционных исследований экспонатов постоянной экспозиции музея Модерна, из фондов Историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина, как подготовительный этап её реорганизации.
ВВЕДЕНИЕ
Во всех музеях, которые экспонируют интерьеры, выставочное пространство не может обойтись без демонстрации предметов из металла. Они являлись обязательным атрибутом домашнего пространства горожан среднего и высшего сословий. И если подсвечники, столовые предметы, кабинетные наборы, напольные вазоны, чайники и т. п. из серебра в XVIII веке и в первой половине XIX века были приметой человека из высшего общества, то к концу XIX века посеребренные изделия, которые в свою очередь были на вид не менее шикарными, а в эксплуатации доказали, что они не уступали серебряным по износостойкости (а некоторые даже превосходили их), были еще и на порядок дешевле, широко стали приобретаться людьми и среднего класса.

История посеребренных изделий началась еще в XVIII веке, в Англии, когда один
из ремесленников Томас Болсовер, увидел, как успешно спаивается медь и серебро
и взяв за основу медную заготовку и наложив на нее лист серебра, раскалив и прогнав через вальцовочный механизм, придавал далее им специальными инструментами
или механизмами нужную форму. Такой способ стал известен и в России. Такие плакированные изделия у нас называли "накладным серебром".

Не только медную заготовку брали за основу. Также еще с XVIII века стали применять никелевые сплавы в разных соотношениях, и названия у этих сплавов в разных странах были разные. В Австрии с XVIII века применялся так называемый "альпакка" (альпака) - сплав, в котором было 20% цинка, 20% никеля, 60% меди. Во Франции подобный сплав назывался мельхиором (никеля не более 15%). Но один из французских производителей по фамилии Кристофль, немного изменив соотношения, стал изготовлять изделия из металла, который назвал- альфенид. В Британии популярность с середины XIX века получил металл, в состав которого входило еще и олово, получившее название - британий. В конце XIX века в ходу был еще один сплав очень похожий на низкопробное серебро и назывался он "аржантин". И из-за такого сходства его стали называть - Нейзи́льбер (нем. Neusilber - новое серебро) - сплав меди с 5-35 % никеля и 13-45 % цинка. В России же чаще его называли -"польским серебром", а в совокупности такие сплавы именовали мельхиорами. В эпоху технической революции также упростилась и техника нанесения покрытия из серебра и золота. Получила распространения гальванизация - метод покрытия одного металла каким-либо другим путём электролиза, и такие изделия клеймились буквами "EPNS"(electro-plated Nickel silver), английский же аналог клеймился "ЕРВМ"(electro-plated Britannia metal). Вот именно о предметах из таких металлов и пойдет речь.

С 1815 года Царство Польское входило в состав Российской Империи. Еще до означенных событий в нескольких крупных городах уже сложились традиционно превалирующие ремесла. Чаще всего из-за рядом располагающейся сырьевой базы: Варшава- изделия из металла, Лодзи- ткачество, керамическое и фарфоровое производство в Силезии и т.д.

Издав новый ряд законов повлиявших на прибытие новых специалистов из Европы, новое Польская администрация и Россия добились того, что с начала XIX века неуклонно шел рост промышленности по всей стране. Упрощенный ввоз и вывоз товаров
(по таможенной конвенции между Австрией, Пруссией и Россией) с одной стороны дал толчок, для "наводнения" Российской империи качественными, современными товарами из Европы, с другой стороны это дало возможность также экспортировать и исконно русские товары и сырье, в котором очень нуждались страны Запада. Но уже к 20 годам XIX века стал ясно, что это приводит к большой конкуренции, которую не выдерживали российские производства. И таможенные сборы опять вернули на запретительные тарифы. Которые все же не были таким высокими, как раньше. Царство Польское оставалось той "свободной зоной" где действовали и значительные денежные субсидии,
и первично не облагаемый налогом бизнес для новых производств. И именно эту зону "свободной торговли" стали на многие десятилетия использовать, для продвижение своих товаров Европейские крупные производители. С середины XIX века, когда были проложены новые железные дороги, соединяющие Европу и Россию, обороты производителей мельхиоровых изделий сильно возросли.

И уже к известным русскому потребителю товарам фирм "И. Фраже" и "Норблин и К", стали появляться новые, такие, как "Братья Хеннеберг", " Р. Плевкевич и К", "А.Б. Шифферс и К", фабрика в Воле под Варшавой.

С 1809 года действовала в Петербурге мастерская бронзового и оловянного дела Б. Буха и И. Траншеля. К 1840г это уже было крупное предприятия по изготовлению пуговиц и назвалась по имени следующих владельцев - фирма " Братьев Бух". А с 1860 года, фирма приобретает производство "Братьев Хеннегеров и К" получает свое представительство
и в Варшаве. Через двадцать с небольшим лет, это разросшееся предприятие покупает «Норблин и К», которое в свою очередь меняет название на «Норблин, Братья Бух
и Т. Вернер», оставляя за Братьями Бух право на продолжение работ в Петербурге,
где, как и в начале своей деятельности, они производили пуговицы и винты. Все три предприятия после слияния, продолжали клеймить свои товары только своим собственным клеймом. А с 1892 г. они становятся Акционерным обществом.

В коллекции нашей постоянной экспозиции есть несколько предметов польского производства. И все они как раз изготовлены в обозначенный выше период.
Некоторые из них, такие как, например, подсвечник фирмы «Норблин и К», рис.1,
по имеющемуся на основании клейму (NORBLIN I Sᵏᵃ / GALW./WARSZAWA) в овале,
и клейму с изображение двуглавого орла согласно клеймовнику могут быть отнесены
к 1893-1896 гг. и 1896-1905 гг.

До 1893 г. латинская буква S в клеймах не встречается, рис. 3, вместо нее ставилась латинская C. После 1905 г. буква опять меняется с S на С, и это продолжается до 1915 г. когда в клеймо снова возвращается буква S.

Но мы знаем, что с 1915 г. товар попасть на территорию России уже не мог в силу политической ситуации - с началом Первой мировой войны Царство Польское было оккупировано Германией, и торговые связи сошли «на нет». Да и дизайн товаров стал меняться, т. к. наступала эра нового стиля Ар-деко, который был абсолютно не похож
на стиль «Прекрасной эпохи».
Дополнительное клеймо «от М.Ф. 1904 на 10 лет», см. рис. 2, сужает время изготовления этого подсвечника до 1904-1905гг., так как оно обозначает, что Министерство финансов выдало патент на 10 лет с обозначенной в клейме даты начала действия патента - 1904 г. Если сравнивать с Прейскурантом фирмы за 1896 г. для Нижегородского представительства, подсвечник, именуемый канделябром, соответствует номеру - 845, см. рис. 2, который тоже имеется на его основании.

Следующим экспонатом, который попал в зону нашего дополнительного исследования стала Подставка для фруктовых (десертных) ножей «Девушки срывающие плоды (яблоки)», рис. 4, с комплектом ножей к ней. В КАМИСе описание к этому предмету было без упоминания клейма и дополнительно нанесенной информации. При изучении данного предмет мы смогли установить, что он изготовлен на фабрике «А.Б. Шифферс», рис. 5.
Но сразу возник вопрос к клейму - клейма в общедоступных клеймовниках сводились
к двум их видам по этой фирме.
Оба они изображались SCHIFFERS & C° GALW WARSZAWA , и разницу имели только в точке после слова GALW, см. рис. 5. Название печаталось в овале. У нас же на основании подставки имелось клеймо в одну строчку, без овала- SCHIFFERS. WARSZ. Больше никаких клейм от производителя не найдено. Имеется поверхностная, плохо читаемая надпись, сделанная тушью или краской от руки, возможно собственником, дарителем этого набора или, возможно, это учетная надпись из ломбарда, куда набор мог попасть. Продолжая поиски информации по клейму, мы наткнулись на Альбом-каталог Государственного музея истории г. Санкт-Петербурга «Варшавское серебро», выпущенный в 2018 г., и посвященный коллекции музея. В главе, посвященной фирме Анджея Болеслава Шифферса, приводилась информация, о том, что клеймо без овала,
без упоминания гальванизации и Со - совладельца Яна С(З)алингера ставилась до начала XX века1.

Далее, есть публикация доктора физико-математических наук, занимающегося искусствоведением, и написавшего несколько статей по идентификации клейм посеребренных предметов стиля Модерн, Никогосяна Д.Н.2. В ней говорится,
что «Основная марка компании Schiffers относится к гальваническому напылению серебра». То есть, скорее всего была и «не основная марка», к которой относятся товары с частичным напылением - не на все предметы комплектов, и с производством
не посеребренных изделий из бронзы и латуни, о чем отдельно упоминает исследователь.

Ножи отличаются цветом от подставки: ножи желтого цвета с бронзовым оттенком, подставка же явно цвета «старого серебра». Следы бытования на подставке присутствуют, на ножах же следы изношенности имеются только на двух предметах, остальные в прекрасной сохранности. На всех ножах этого набора стоит клеймо Bronze
в овале, рис. 6. Что говорит, о нанесения на них бронзового слоя, либо о том, что лезвия полностью состоят из этого материала. Но самым неожиданным моментом стало то,
что точно такая же подставка обнаружилась в прейскуранте Акционерного общества фабрики Р. Плевкевич и К, Варшава, за 1903-1904 гг. Причем в прейскуранте имеется два варианта таких подставок, но с разным количеством ножей - 12 и 6 штук. В подставке, находящейся на нашей экспозиции, их 12. На коммерческих современных площадках продаж антиквариата такие наборы с подставками встречаются и без каких-либо клейм.
Такая растиражированность предмета подвела нас к интересному повороту: изучая информацию по товарам варшавских заводов, мы постоянно встречали «клонов». То есть изделия, которые в точности повторяли друг друга, а производители были разные. Некоторые из них были и в продукции известного, немецкого акционерного общества WMF — Вюртембергского металлического завода. Не секрет, что этот огромный конгломерат, желая не упускать российский рынок, и с дальним прицелом через пути, пролегающие через Россию, торговать дальше с Азией, заключает договора с такими уже известными производителями, как фирма Плевкевича и одна из фабрик Братьев Бух. Поставляя им свои заготовки и разработки, через такую стратеги WMF добивается того, что его товар попадает на восточный рынок. Клейма стояли польские, а заготовки (модели) были немецкие. В финансовом выигрыше были все стороны. Конечно, польские производители имели свои собственные модели, но и немецкие тоже встречались.

Эта же история прослеживается еще в одном экспонате - Графин для воды, рис. 7.
В описании, в КАМИСе, стоит производитель Плевкевич. И действительно, в выше обозначенном прейскуранте за 1903-1904 гг, он имеется в нескольких вариантах, в этом дизайне — как кружки для сиропа — 0,15 л. и 0,25 л. И также от входит в «Сервис(з)
для водки». Отметая версию, что на в нашей экспозиции кружки для сиропа, рис. 8-а, мы сначала предполагали, что это предмет из набора для крепких напитков, рис. 8-б, но обычная емкость таких графинов была небольшой, и высотой они были 21-27 см, наш же экспонат 39 см в высоту.

Разбираясь с таким несоответствием, мы нашли на одной европейской коммерческой площадке по продажам антиквариата точно такой же предмет высотой 38 см., но с клеймом WMF и в описании он был представлен, как кувшин (декандер) для кларета (общее название для сухих красных вин Бордо). Что в свою очередь опять нас приводит
к выводу, что Вюртембергские производители и эту модель присылали на польское производство, но возможно в таком исполнении она шла, как отдельная товарная партия, не входящая в массовое производство.
И последний, возможно «польский» экспонат, не плакированного серебра, а из латуни - Зеркало ручное, рис. 9. Это очень популярная модель, до наших дней она встречается в грубых репликах современных производителей. Нам же при поиске информации по другим экспонатам, она попадалась, как модель фирмы Плевкевича. (№28), рис.10. На нашем экспонате нет никаких видимых клейм и номеров. В прейскуранте же определенно уточнено, что все продаваемые модели у Плевкевича были с посеребрением. поэтому поиски продолжатся и среди польских, и среди немецких производителей.
Продажа подобных товаров в России производилось через представительства, которые,
в свою очередь находились в разных, крупных городах Российской империи, таких
как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Одесса и т. д. Также продвижению товаров служило участие производителей в различных торгово-промышленных ярмарках. В магазинах «мельхиоры» встречались там, где продавали галантерею
и посуду. К сожалению, в Самарских газетах, в рекламе того периода, не удалось встретить упоминание о товарах конкретно из Польши, а вот в газете Волжский вестник, такая реклама была. Эта газета выходила в Казани, но печаталась с учетом и самарского читателя.

Мы убеждены, что некоторые экспонаты, еще не успевшие побывать в изучении, могут опять нас вернуть к теме польских производителей. И обрастая информацией, мы надеемся, что нам будет проще и успешнее заниматься их дополнительной атрибуцией
в будущем.
Рисунок 1. Подсвечник фирмы
"Ноблин и К"
Рисунок 4. Подставка
для фруктовых ножей
Рисунок 6. Клеймо
на фруктовых ножах
Рисунок 7.
Графин для воды
Рисунок 9.
Зеркало ручное
Рисунок 10. Образцы зеркал
из каталога фирмы "Плевкевича и Ко", 1903-1904 гг.
Рисунок 8. Образцы кружек
из каталога фирмы "Плевкевича и Ко", 1903-1904 гг.
Рисунок 5. Клейма
фирмы "Шифферс"
Рисунок 2. Клейма подсвечника
фирмы "Ноблин и К"
Рисунок 3. Клейма, использовавшиеся компаниями
"Ноблин и бр. Бух" в 1882-1893 гг.
Рисунок 3. Клейма, использовавшиеся компаниями
"Ноблин и бр. Бух" в 1883-1896 гг.
Рисунок 3. Клейма, использовавшиеся компаниями
"Ноблин и бр. Бух" в ~1896 ~1905 гг.
Рисунок 3. Клейма, использовавшиеся компаниями
"Ноблин и бр. Бух" в ~1905 ~1915 гг.
***
  1. Альбом-каталог «Варшавское серебро». – СПб.: Издательский отдел ГМИ СПб, 2018. –103 с.
  2. Иосиф Фраже. Иллюстрированный каталог фабрики изделий из накладного серебра, на меди и новом серебре и серебряных изделий 84 пробы. – Варшава, 1909г. /Репринтное издание. – М.: ООО «Хобби Пресс», 2018. –172 с.
  3. Кайкова С. Заменители серебра в России. Перечень и клейма предприятий, выпускавших продукцию из заменителей серебра на территории Российской империи // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2002, №1. – C. 65-78.
  4. Кайкова С. “Немецкое серебро” в Германии и России // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2005, №9. – C. 6-15.
  5. Мельхиоровые изделия Акционерного общества Норблин, Бр.Бух и Т. Вернер. Иллюстрированный каталог. – Варшава, 1896г. /Репринтное издание. – М.: ООО «Хобби Пресс», 2019. –107 с.
  6. Никогосян Д.Н. Клейма посеребренных изделий варшавских заводов Российской империи // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2012, №7-8. – C. 74-93.
  7. Фабрика посеребренных и позолоченных металлических изделий Р. Плевкевич. Каталог изделий. – Варшава 1903г. /Репринтное издание. М.: ООО «Хобби Пресс», 2021. –66 с.
  8. Честных С. Общие клейма платеров // Антикварное обозрение. М., 2001, №1. – C. 28-34.
  9. Paprocka-Gajek J., Nikogosyan D. Warsaw silver Plat Companies, History and Marks: II. Norblin. (Электронный ресурс)
10. https://libsmr.ru/ellib/periodic_card/8 (Электронный ресурс)
11. https://www.ascasonline.org/articoloDICEM165.html (Электронный ресурс)
12. https://www.ascasonline.org/windowAPRI111.html (Электронный ресурс)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Альбом-каталог «Варшавское серебро». – СПб.: Издательский отдел ГМИ СПб, 2018. С. 92
Никогосян Д.Н. Клейма посеребренных изделий варшавских заводов Российской империи // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2012, №7-8. С. 92