Top.Mail.Ru
Новости Музея Модерна

«Голубка» Пабло Пикассо

«Чтобы нарисовать голубку, нужно сначала свернуть ей шею»

Пабло Пикассо


Эта рубрика «История одной картины» коснется произведения, никак не относящегося к стилю модерн. Ниже – трудная история, кажется, простого образа. История «Голубки» Пабло Пикассо.

Как известно, Пикассо довольно часто менял свои художественные траектории: «Голубой» и «Розовый» периоды сменяются кубизмом, сюрреализмом и прочим. Что не могло не отражаться на отношении к нему в России и СССР – ведь трансформация Пикассо совпадала с периодом действительно великих политических и социальных перемен в стране и мире.

Влияние художника на русскую интеллигенцию до 1914 года отрицать не приходится. Как признанный отец кубизма, Пабло Пикассо стал, по словам Н. Пунина, «гени[ем]… в подлинном смысле слова», рядом с которым «не горит ни одна звезда» [6]. Татлин после встречи с ним привез идею контррельефов, одних из провозвестников конструктивизма. Загадка «мистической жути» творчества Пикассо манила в равной степени и символистов, и философские умы начала века – в том числе Сергея Булгакова [2].

Однако с приходом Первой мировой войны русский художественный мир оказался отрезан от западного. После семилетней изоляции Россия и авангард ожидали видеть все того же художника, что видели в 1914-ом. Но Пикассо обращается в это время к фигуративному искусству, что неминуемо приостановило его влияние на развитие художественной жизни молодой и смелой советской России [4].

Перенесемся в конец 1930-х – 1940-е. Это время – серьезный поворот в творчестве художника. Нагнетание международной обстановки, гражданскую войну в Испании и Вторую мировую Пикассо встречает резким пацифистом: рождается знаменитая «Герника» (1937). Основная критика искусства художника со стороны советской власти, как полагается, сводилась к осуждению примата формы над содержанием. «Гернику» это тоже не обойдет даже в 1948 году, спустя 10 лет после демонстрации ее на Всемирной выставке в Париже: 

«В «Гернике» такие же уродливые… образы, как и в других картинах Пикассо. Нет, не с целью критики противоречий действительности создает Пикассо свои… произведения, а с целью эстетической апологетики капитализма» [10].

«Герника» П. Пикассо, 1937

Но все же благосклонность со стороны Советов художник получает: в первую очередь, за его вступление по настоянию поэта Луи Арагона в коммунистическую партию Франции. С 1944 года Пикассо поддается удивительной моде – как и многие парижские интеллигенты, пережившие оккупацию нацистских войск.

После Второй мировой наступает долгий период противостояния СССР и США. Гонка вооружений началась с важнейшего промаха Советской России – Америка в 1945 году первой испытала в действии ядерное оружие. Холодная война в любой момент могла перерасти в «горячую», в связи с чем СССР была развернута кампания «за мир». В 1949 в Париже был проведен Всемирный конгресс сторонников мира, который финансируют Советы [11]. Почетным членом конгресса был Пабло Пикассо.

Во время подготовки II Всемирного конгресса вышеупомянутый Луи Арагон попросил товарища сделать плакат для конференции. Просматривая последние литографии Пикассо, Арагон увидел рисунок голубя и принял решение сделать его символом конгресса. Пабло согласился.

«Голубка» П. Пикассо, 1949

Как пишет фотограф Брассай, голуби завораживали Пикассо с детства. Ребенком он слышал в доме их воркование, а за отцом, часто рисовавшим голубей, дорисовывал лапки. Впоследствии голуби будут жить в его квартире на улице Ториньи в Париже. 

«Горлицы, – говорит Пабло, – возможно, самые чувственные из представителей фауны… Обожают любовные игры. Интересно было бы узнать, что происходит в их маленьких головках…» [1].

Важно подчеркнуть, первый вариант литографии «Голубки» – вполне реалистичен. А иконография образа уходит далеко в древность. В христианстве эта птица выступила символом хороших новостей и мира: Ной после Всемирного потопа отправлял разных птиц в поисках суши. Именно голубь вернулся с оливковой ветвью в клюве, что показало близость земли. Вспомним и образ, встречающийся в изображениях святых и сакральных сцен вплоть до нашего времени – образ Святого Духа, который является в виде голубя.

Примечательно, что при формальном отказе советской власти от любой формы церкви, ей была выстроена подобная система веры – веры в светлое будущее коммунизма. Именно через христологическую традицию В. Маяковский создает свои Окна РОСТА, уподобляясь привычным народу образам икон и лубка, и пишет поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924), где выстраивается определенная программа (путь «Страстей Христовых»), которой должен следовать герой. Система, хотя и отдаленно ссылающаяся на "божественное" начало идеологии, успешно функционирует в любом авторитарном государстве. Как отмечает Филипп Серс, «цель [тирана] состоит в том, чтобы заручиться поддержкой своего действия и воления со стороны высших существ» [7].

В связи с «угодным» соцреализму образом и формой, вместе с развернутой антивоенной кампанией, Пикассо становится важнейшим заграничным художником для Советского Союза. «Голубка» разлетается по всему миру, Пикассо рисует множество ее вариантов, создаются специальные косынки с голубями для участников Конгресса, на китайских и даже израильских плакатах будет сидеть Голубь мира. Позднее о Пикассо будут петь песни на советской эстраде, вставлять рисунки в мультфильмы и детские рассказы и даже печатать портрет художника с его голубкой на спичечных коробках и почтовых марках [9]. Но об этом чуть позже.

Стоит остановиться чуть подробнее на соцреализме. Как могло поместиться искусство, относящееся далеко не к «классическому» образцу жанра, в его рамки? И что такое соцреализм? Сергей Фофанов, сотрудник Государственной Третьяковской галереи, в одном из советских журналов обнаружил сформулированные художником Древиным [?] черты социалистического реализма: правдивость, партийность, перспективность, народность, героичность, оптимизм. Каждый пункт довольно абстрактен, что дает поле для интерпретации. Здесь, без лишних слов и выводов, приведем цитату марксиста Конрада Фарнера:

«Пикассо-человек – член коммунистической партии Франции. А Пикассо-художник? Но можно ли вообще отделять человека от художника? Мы, марксисты, категорически отвергаем такое деление. 

Его искусство направлено против капитализма, но капиталист восхищается им, а социалист его отвергает… мир социализма, искусство которого реалистично, видит в формах искусства Пикассо – но не в содержании его – совершенно чуждый миру социализма нереалистический метод изображения… 

Нигде существо фашизма не было передано так остро и вместе с тем исчерпывающе, как в «Гернике»… Разве эти картины нереалистичны?» [8]

Итак, возвращаясь к «Голубке». Лауреат Сталинской премии мира Пабло Неруда заявляет: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить её полет...» [5]. Художник, не противореча своему рисунку, громко обозначает свою позицию: за мир. В период оттепели Пикассо получает Ленинскую премию мира, хотя и лично от его друга и покровителя Ильи Эренбурга, который говорил, что это необходимо для «легализации» творчества Пабло в СССР. Благодаря ему же в 1956 году в Москве и Ленинграде организуется ретроспективная выставка к юбилею художника. Реакция непривыкших к подобному искусству советских людей ярко поделилась надвое. Из хранящихся в эрмитажном архиве отзывов на выставку [цит. по С. Фофанову]: 

«Спасибо за чудесную выставку, такие выставки открывают нам глаза на настоящее – СВОБОДНОЕ искусство и заставляют с горечью сознавать, как убого наше задавленное «герасимовщиной». 

«В другое время господина Пикассо (намеренно не называю его товарищем, хоть он и коммунист» как еретика и смутьяна сожгли бы на костре, сложенном из его собственных произведений».

Споры в обществе пресеклись довольно быстро. 

После того, как у Пикассо появились последователи, представленные на знаменитой выставке в Манеже (1962), толерантный курс по отношению к нашему герою постепенно начал сворачиваться. Мода на Пикассо приостанавливается после визита Хрущева в Манеж, венгерских, польских событий и Карибского кризиса [9].

Напоследок вспомним картину Харальда Мецкеса, написанную в 1956 году. Она изображает двух девушек, оплакивающих лежащее на их коленях существо. Рядом – утюг, зубцы расчески и щетина щетки для волос. Это картина – «Мертвый голубь». «Этот символ надежды о мире был поруган и уничтожен в своем собственном политическом лагере во время кровавого подавления Венгерского восстания» [3].

«Мертвый Голубь» Х. Мецкес, 1956

N.B. В качестве коды:

«Все те, кто последние «оттепельные» годы попритих (как нам казалось), прижал уши и только озирался затравленно, как бы в ожидании немыслимого, невозможного, невероятного возмездия за прошлое»
Б. Стругацкий



Список источников и литературы:
  1. Брассай. Разговоры с Пикассо. Перев. с фр.: Н. Чеснокова. М., 2015. C. 247.
2. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи М., 1993. С. 527-546.
3. Гиллен Э. Холодная война в искусстве: вторая часть. Реализм против социалистического реализма // Каталог выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». 2017. С. 253.
4. Доронченков И. Цикл лекций «Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России» [электронный ресурс]. Точка доступа: https://arzamas.academy/materials/1437
5. Жидель А. Пикассо. М., 2007.
6. Пунин H. Рисунки нескольких молодых // Аполлон. 1916. № 4-5. С. 2.
7. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. М., 2004. С. 126.
8. Фарнер К. Пикассо и границы возможностей критического реализма // Пикассо. Сборник статей о творчестве. 1957. С. 82
9. Фофанов С. Пикассо. Трудно быть богом // Каталог выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». 2017. С. 200.
10. Цит. по: Голомшок И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
11. WPC, Peace Courier, 1989, № 4.