Top.Mail.Ru
Новости Музея Модерна

Балконная акция - что это такое

КАК ЭТО БЫЛО В 2020

У каждого музея или галереи есть выход «изнутри-наружу», включая окна, балконы и крыши зданий. Переосмысляя их назначение, самарские культурные институции по-новому адаптируют пространство площадок для диалога со зрителем, художником, городом.

В период карантина в разных концах мира балконы стали служить пространством художественного высказывания. Расширяя границы личного и публичного, они становятся связующим звеном между домом, привычным местом обитания человека, и улицей, доступным городским пространством. Искусство здесь выступает как форма коммуникации, доступная и понятная каждому. Оно стремится наружу, за пределы стен музеев от картин и плакатов до крупных инсталляций, от акций до музыкальных концертов.

В 2020 году Музей Модерна стал инициатором Художественной акции «На балконе» – пять культурных площадок объединились для диалога с городом и его жителями. Период карантина и самоизоляции сопровождался поиском новых форм представления музейной деятельности. Началась новая эпоха, которую еще только предстоит осмыслять.

Часто звучали вопросы о том, какое будущее ждет музеи и галереи после затяжного кризиса, что изменится и изменится ли вообще. Пока музеи остаются закрытыми для посетителей, но совсем скоро должны открыть свои двери и адаптироваться под изменчивый мир.

Музей Модерна

На здании Музея Модерна в рамках балконной акции разместились два выставочных объекта – со стороны ул. Красноармейской и на балконе с ул. Фрунзе. Первый объект – баннер, посвященный действующей выставке «Бремя модерна». Выставка – исследование жизни людей в домах, построенных в начале XX века в стиле модерн. Фраза «За фасадами зданий — судьбы людей» отсылало к презентации документального фильма – проекта Даниила Сайко и Глеба Ходина о людях и городе, о влиянии места на человека и наоборот. Люди, живущие в старинных домах несут бремя модерна, и музей готов нести его вместе с ними, обращая внимание на проблему через выставочную деятельность, печатные издания и документалистику.






Второй объект – инсталляция, подготовленная сотрудниками Музея Модерна с участием объединения «Муха», в виде свисающего с балкона женского платья и двух канатов с туфельками на концах, соединяющих пространство балкона с улицей. На балках виднеется круглое зеркало, отражающее город и Волгу. Отражение города – знак того, что эпоха модерна подарила ту современность, которая нас окружает: от электричества, телефонной связи и трамваев до фотографии и кино. Отражение Волги – символ природы, который вобрал в себя стиль модерн. Само платье указывает на женственность и красоту, что служит главным ориентиром стиля модерн в искусстве.




Если приглядеться, то на фасаде здания над балконом можно заметить прекрасный лик женской головки. По легенде это образ Сандры Курлиной, хозяйки дома. Интерпретируя инсталляцию, создается впечатление будто она вышла на прогулку по улицам города, пританцовывая тонкими ножками.

Балконная акция 2020 – эксперимент, который поместил выставочные объекты, подготовленные сотрудниками музеев и приглашенными художниками, на балконы. Балконы послужили пространством для художественного высказывания, а искусство здесь, находясь где-то между музеем и городом, становится манифестом новой посткарантинной эпохи.

Самарский Литературный Музей


 Самарский Литературный Музей по традиции обратился к текстам. Команда сотрудников музея вырвали из контекста строчки раннего стихотворения А.Н. Толстого и придали им новые смыслы, связанные с окружающей действительностью.

«Хотелось больно, жутко взгляда» - фраза о том, как нам не хватало контактов не через монитор компьютера, пока мы сидели на карантине, о том, как только что открытый проект Выставка «Толстой: смена оптики», над которым команда музея трудилась целый год, стоит без зрителей и об авторе этих строк, который скрыт от зрителя за маской-эмодзи, - поделилась Елена Вяльцева, заведующая экспозиционно-выставочным отделом и куратор упомянутой выставки.

Горький Центр



Горький Центр пригласил художников НУМЫЖей, чтобы они выстроили свою деятельность через собственную мифологию, которая совмещается в художественные, НУМЫЖЫные вселенные.

Как комментируют работу художники:

«Во время пандемии балкон стал местом, где так или иначе проявляется наша свобода: на нем можно «погулять» и помечтать о другом, свободном мире, о жизни без болезни и тотального контроля. Но на самом деле все это похоже на тюремную прогулку, нам дают лишь частичку свободы – для того, чтобы мы чувствовали еще большую замкнутость. Балкон будто издевается над нами: он одновременно показывает мир и запирает нас.


Как ни странно, другая проблема пандемии – болезнь. Она превращает человека в тело: он начинает осознавать себя в третьем лице (как оно), делить себя на составные части. Сейчас, даже если кто-то не болеет, то обязательно следит за телом, представляет и транслирует болезнь на себя. Воображая болезнь, а порой даже смерть, мы овеществляем себя, становимся телами.


Наша скульптура – человек, который стремится вырваться наружу и в то же время делится на части. Человек становится набором объектов, телом».

Музей Эльдара Рязанова


У музея Рязанова герои его фильмов вышли на балкона дома создателя, чтобы напомнить о месте, хранящем память.

Почти с первых дней своего существования кинематограф был направлен на завоевание широкого круга зрителей. А сегодня кинематограф стал доступным, как никогда. Находясь дома или в поезде, вы можете пересматривать любые фильмы, находить информацию о любимых кино-героях и о тайнах съемочного процесса. Не говоря уже о том, что имея под рукой гаджет и видео-файл, каждый при желании может стать автором собственного фильма.



Музейное пространство, идеи экспозиций и интерактивное оборудование всегда создается с целью облегчения коммуникации между человеком и историческим прошлым.


Галерея Виктория



Малыш, спящий на балконе "Виктории" - работа самарского стрит-арт художника Клауса. Как рассказывали представители институции - им понравилась идея, что они поднимают искусство из подвалов на балконы - на самый верх Галереи. В 2019 году эта работа Клауса была выставлена в Музее Модерна на Ночь Искусств, где расположилась в подвале за окном приямка. 


Больше фотографий: https://vk.com/balconsamara2021?z=album-196535403_275557976 

В 2021 

В этом году, 12 августа культурные институции снова вынесут своё искусство на балконы города. Следить за новостями можно в разделе Афиша, либо в группе https://vk.com/balconsamara2021