Top.Mail.Ru
Новости Музея Модерна

# Исторический понедельник. Зеленко и убийство "Черного георгина"

Исторический понедельник

В начале 1920-х супруги Зеленко тихо и мирно живут в США, в солнечной Калифорнии, куда они бежали через Дальний Восток с раздираемой гражданской войной родины. В Калифорнии Зеленко спроектировал и, как доказывают фотографии, собственноручно построил три деревянных дома в пригороде Лос-Анжелеса – Южной Пасадине.

Осенью 1922-го калифорнийские газеты сообщают о возведении дома для состоятельного еврейского семейства Ходел в Пасадине. Рядом с шале из 9 комнат в «русско-швейцарском стиле», как определят журналисты, из оставшихся стройматериалов был еще построен небольшой «чайный домик» в восточном стиле из двух комнат. Строительство продолжалось полгода и завершилось в октябре как раз к 15-летию сына хозяев – ребенка-вундеркинда Джорджа Хилла Ходела (George Hill Hodel). Журналисты сочтут это подарком ко дню рождения юного музыканта-виртуоза, отметив при этом, что «знаменитый русский архитектор» является старинным другом его родителей Джорджа–старшего и Эстер Леов Ходел. Что Зеленко уже бывал в Америке и теперь, «отказавшись от поста министра образования в правительстве большевиков», обосновался в Калифорнии, где проживает с женой в домике в японском стиле.


Анна Зеленко и семья Ходел на стройке

В статье отмечается техническая оснащенность дома: так, всего лишь одной кнопкой включалось в доме электрическое отопление, кухня была экипирована по последнему образцу. Сохранились фотографии периода строительства и завершенных трех соседствующих построек: дома Ходелей, и чайного домика, и дома самого Зеленко с тонкими перегородками и раздвижной дверью в японском духе. Среди них есть фотография композитора и пианиста Сергея Рахманинова в доме Зеленко, визит Рахманинова, скорее всего, был вызван знакомством с юным вундеркиндом Джорджем Ходелем, фото которого Зеленко подписал просто «Джорджик». Известно, что Рахманинов много концертировал по Америке и встречал горячий прием русскоязычной общины. Вероятно, в одну из таких встреч и был сделан этот памятный снимок.

С.В. Рахманинов в окружении супругов Зеленко. Южная Пасадина, США, около 1922-24

«Японский домик» супругов Зеленко стоял на участке Ходелей, у них был один почтовый адрес. Если домик Зеленко не сохранился, то резиденция Ходелей существует до сих пор, став объектом туристического внимания и показа. С 2005 г. дом по адресу 6512 Monterey Road включен в Список памятников истории и культуры Лос-Анджелеса (Historic-Cultural Monument № 802).

Дом для семьи Ходел. Проект А.У. Зеленко, 1921-1922. Справа — собственный коттедж Зеленко в японском стиле

Дом для семьи Ходел. Проект А.У. Зеленко. Наши дни

Стиль построек определен исчерпывающе – "dacha", с указанием на русские элементы в оформлении камина («…внутри, помня сибирские холода, архитектор поместил два больших камина») и деревянной лестницы с резными балясинами. Сохранились четыре панно, собственноручно расписанные Зеленко в сказочном духе: павлины – жар-птицы, змеи, виноград. Это описание соответствует фотографиям из архива архитектора, что вошли в выставку «Новатор».

Ходелы недолго прожили в этом доме. В 1935 г. от туберкулеза умирает хозяйка, примерно в то же время резиденция меняет владельцев. В газетной заметке 1938 г. упоминаются уже новые хозяева, а журналист возмущён увиденными росписями в ванной комнате: там были изображены «голые женщины», то есть нимфы. В 1945 г. уже подросший и разбогатевший Дж. Хилл Ходел, оставивший музыку владелец медицинской клиники, покупает в Лос-Анджелесе новую виллу, построенную по проекту архитектора Ллойда Райта (сына всемирно известного зодчего Фрэнка Ллойда Райта). На создание той виллы, известной по имени её первого владельца как Соуден-хаус (The John Sowden House), Райта-младшего вдохновили храмы майя. Как отмечает биограф Дж. Хилла Ходела, у того с детства был воспитан хороший архитектурный вкус! Конечно, и эта огромная, вписанная в экстравагантный калифорнийский ландшафт вилла тоже является достопримечательностью. Известности ей прибавил фильм Мартина Скорсезе «Авиатор» (2004), где она «сыграла» роль дома героя фильма Говарда Хьюза (роль Леонарда Ди Каприо).


Подробности о калифорнийском периоде жизни Зеленко мы узнали от Стива Ходела – сына доктора Ходела, написавшем о своем отце несколько книг. Стив Ходел любезно предоставил нам главу о бабушке и дедушке, проясняющую источник знакомства Зеленко с Ходелами – выходцами из Одессы, поменявшими в Америке фамилию Гольдгефтер на Ходел. Дело в том, что Эстер Леов Ходел увлекалась педагогикой, в 1912 г. даже ездила в Париж перенимать опыт в школе Марии Монтессори. Там она вращалась в среде русской богемы, дружила, по словам внука, со скульптором и художником Паоло Трубецким (в семье хранится статуэтка лошади, выполненная знаменитым скульптором). Вероятно, интерес к педагогике и музыке сблизил Зеленко и Ходелей, ставших его друзьями и заказчиками.

Семья Ходел

Этот период жизни Зеленко остался бы нам вовсе неизвестен, если бы не ужасная история с убийствами и журналистскими сенсациями, наделавшая столько шума в Штатах. Дело в том, что, разбирая архив своего отца, бывший полицейский Стив Ходел пришел к ужасному выводу: его отец, тот самый подающий большие надежды юноша-виртуоз из семьи одесских эмигрантов – серийный убийца. И этот американский Павлик Морозов на основе косвенных улик обвинил уже усопшего к тому моменту отца в нераскрытом с 1947 года убийстве 22-летней Элизабет Шорт (а затем и других схожих). В массовую культуру убийство девушки вошло под названием ее прозвища из-за пышной прически – «Черный георгин» (правда, в российском прокате фильм по бестселлеру Джеймса Эллроя со Скарлетт Йоханссон в главной роли назывался «Черная орхидея»).


Считается, что расследование убийства Элизабет Шорт стало одним из самых масштабных и продолжительных в истории США. История легко гуглится на русском, о ней написаны многочисленные статьи, в том числе со ссылкой на труд Стива Ходела, который даже вошел в список бестселлеров The New York Times.


Но тогда, в середине 1920-х, когда Зеленко приняли решение вернуться на Родину, никто, конечно, и предположить не мог, что окруженная пальмами Южная Пасадина спустя столетие станет местом проведения тематических экскурсий на тему «дома и детства будущего серийного убийцы».